Пикник в Заонежье

.Москва-Кириши-Петрозаводск-Медгора-Челмужи-Москва. 26-29 июня 2001 годаЧасть 1. М10. Москва-Чудово-Зуево.Поездка готовилась спонтанно. Неожиданно возникло свободное время и я понял, что в этом году второй такой возможности может не предоставиться. Однако, не все так просто. Не успел я закинуть в багажник канистру в бензином, как выяснилось, что все под большим вопросом, поскольку у жены на носу защита диплома […]

 Карелия

.Москва-Кириши-Петрозаводск-Медгора-Челмужи-Москва. 26-29 июня 2001 года

Часть 1. М10. Москва-Чудово-Зуево.

Поездка готовилась спонтанно. Неожиданно возникло свободное время и я понял, что в этом году второй такой возможности может не предоставиться. Однако, не все так просто. Не успел я закинуть в багажник канистру в бензином, как выяснилось, что все под большим вопросом, поскольку у жены на носу защита диплома и именно в ближайшие дни ей придется присутствовать на консультациях с руководителем ее дипломной работы. Уже на полностью укомплектованной для поездки машине, затаренные всем необходимым, в день отъезда мы мотались по Москве, чтобы закрыть самые насущные вопросы ее учебы и отодвинуть назначенные ее преподавателями встречи хотя бы на неделю. Это нам удалось и вот мы уже съезжаем с МКАД-внешн. на Ленинградское шоссе…

26 июня

157.638 км/0 км. 17:05.
Старт с пересечения М10 и МКАД.

Москва-Клин.
Средняя скорость 73 км/ч. В районе Шереметьево снят асфальт под укладку нового. Ехать противно. Поток большой. Дорога от Ш1 до Дурыкино отличная. Дальше — будто ядрену бомбу скинули до самой границы Московской области… L Апофигей на участке между Солнечногорском и Клином. После Клина частями снят асфальт. Причем так, что подвеску можно вывернуть на изнанку… L

73 км. 18:05-18:36
Клин. Не жрамвши целый день. Перекусываем в МакДональдс. Заказ ждем 8 минут. L

Клин-В.Волочок.
Средняя скорость 94 км/ч. Бяда на 231 км, через несколько км после Торжокского поста ДПС. Гнездовище фур. Дорога разбита просто вхлам. Скорость — не больше 20 км/ч, иначе кирдык…

294 км. 20:57-21:16.
Источник перед Вышним Волочком. Набираем воды. Сходили посмотреть, куда ведет почти монументальная лестница на горку. Никуда не ведет. Наверху площадка с остатками непонятно какого сооружения.

309 км. 21:31-21:35.
На выезде из В.Волочка известная всем дамба. Сколько раз хотели посмотреть, что же там за ней? На этот раз остановились и посмотрели. Очень красиво!.. Не смогли удержаться, чтобы не сфотографировать открывшуюся панораму.

354 км. 22:05-22:08.
АЗС между Куженкино и Выползово (сразу после д.Лопатино) в самом конце Тверской области. Съезд направо на бетонные плиты. Заправка проверена многократно. Да и дальше уже — Новгородская область, где цены на бензин всегда заметно выше. Поэтому всегда после Москвы льемся на ней. Залили 34л Аи95 по 8,70р/л.

В.Волочек — Зуево.
Средняя скорость 104 км/ч. Остановок не было.

Новогородскую область прошли спокойно. На постах знаки STOP еще не были выставлены кроме поста в Радищево (уже на автобане). Остановились было в Крестцах, завидев выстроившиеся ряды дымящихся самоваров, но тут же решили, что еще не хотим перекусывать, и поехали дальше. Засады предупреждались встречными, а один раз спас антирадар, когда на участке Новгород-Чудово нас пытались взять со встречного хода. После Трегубово начинается автобан. Дорога великолепна. Жаль, что ехать по ней всего ничего до Зуево. Хотели подкрепиться в мотеле «Сигма», но обломились. Уж не знаю, что случилось, но я был уверен, что раньше в этом месте стояли знаки н.п.Чудово. Потому на знак н.п.Успенское вообще не среагировал, а когда пролетел мотель и АЗС, то возвращаться от поворота на Кириши, где был первый разрыв в разделенке, уже не хотелось…

Совсем стемнело только около 00:30-00:40.

27 июня

622 км. 01:09.
д.Зуево. Поворчиваем на А115, соединяющую М10 и М18.

Итого по М10 на участке Москва-Зуево средняя скорость 85 км/ч. Чистое время в движении 7ч17мин. Еще 47 минут на остановки и АЗС. Всего 8ч04мин.
Часть 2. А115/М18. Зуево(М10)-Кириши-Лодейное Поле.

647 км.
Ремонт моста. Для движенея открыта встречная полоса. Установленный светофор не работает. По знакам, однако, преимущество у тех, кто едет с М10 на Кириши…

668 км. 01:46.
Прошли Кириши, повернув у поста ДПС налево к ж.д.переезду. На посту знак STOP.

М10-Волхов.
Средняя скорость 74 км/ч. Дорога на твердые 4. Даже можно «с плюсом». При въезде в Волхов начинаются колдобины.

733 км. 02:30.
Проехали Волховскую ГЭС. На кольцевом перекрестке прошли прямо на Старую Ладогу. Насколько я смог понять, обозначенный в Атласе мост через Волхов закрыт. Так что попасть на правый берег можно только либо в Киришах, либо на М18 у п.Иссад. Дорога от въезда в Волхов до выезда из Старой Ладоги заметно разбита. На 3-. После Ст.Ладоги — вполне тянет на 4 балла.

754 км. 02:48.
Выехали на М18 «Кола» у п.Иссад.

Итого по А115 от
М10 до М18 средняя скорость 79км/ч. Темно, извилисто и уже чувствуется некоторая усталость. Кроме того, по Волхову и Ст.Ладоге ехать больше 50 км/ч не рекомендую, а между ними тоже на забалуешь, особенно в темноте…

768 км. 03:00-03:08.
Сясьстрой. АЗК»Балттрейд». Заправили 30л Аи95 по 9,00р/л. Кафе, весьма приглянувшееся нам в прошлом году, оказалось закрытым ночью, хотя по расписанию единственный перерыв объявлен с 7:30 до 7:45. Зато есть неплохой и прочих подобных примочек. Очень похоже на магазинчики AGA в Москве, только ассортиментом по-беднее, конечно. Но цены заметно ниже. Кстати, туалет оказался закрытым по причине аварии, что-то там протекло… Еще почти темно, но светать уже начинает.

792 км.
д.Потанино. Ремонтируется мост. Открыта только встречная полоса. Преимущество у встречных. Прямо перед мостом отвратная яма между полос — осторожно!..

879 км. 04:20.
Проехали мост через Свирь. Состояние на 5% лучше, чем в прошлом году. Ограничение скорости в 20 км/ч смотрится, как издевательство. Первая передача и никаких гвоздей!.. Объездную вокруг Лодейного поля достроили и теперь к мосту выезжаешь с обратной стороны (мост оказывается слева от тебя), проезжаешь под ним, разворачиваешься на круге у поста ДПС и заезжаешь на мост. Вообще говоря, я думал, что мост будет разведен и расчитывал поспать часок-полтора пока его сведут. Не тут-то было. Мост оказался открытым для движения. Не судьба, значит, поспать. Остановился в конце объездной, погулял 5 минут, сфотографировав красивый рассветµ, и поехал дальше.

Итого на участке от А115 до р.Свирь средняя скорость 86 км/ч. Дорога на 4 балла. Объездная Лодейки по-прежнему, как и в прошлом году, вообще в отличном состоянии.
Часть 3. М18. Лодейное Поле-Петрозаводск-Кондопога.

900 км. 04:35-04:53.
Кемпинг Инема. Сделал остановку на перекусить и «проснуться».

906 км. 04:57-04:59.
Граница Карелии.µ Остановился и еще раз сфотографировал это дело J

917 км. 05:05-05:11.
Строящийся пост ДПС с весовым контролем. Монументально. Больше смахивает на таможню
918 км.
Отворотка на Олонец и Сортавалу, по которой приходилось ехать в прошлом году. Прямая тогда была закрыта. Теперь новый участок М18″Кола» минуя Олонец открыт. Совершенно прямая дорога с отличным покрытием.

931 км. 05:19.
Проехали новый участок и выехали на основную М18. Метров за 600…800 до конца этого нового участка (впереди уже видны большие щиты-указатели направлений) пересекаем р.Олонка — чертовски красива!..

1012 км. 06:05.
Опасный участок. Связка пологий левый-крутой правый поворот. Если переборщить со скоростью — можно вылететь в озеро. Участок, по-видимому, планируется к спрямлению, поскольку еще с прошлого года там сделана насыпь. Интересно, когда это все реализуется?..

1075 км. 06:50.
Петрозаводский круг с постом ДПС. Ушли по кругу налево по указателям на Мурманск/Суоярви. Попытались включить сотовые телефоны — облом. Сигнала нет…

Дорога после Лодейного поля до Петрозаводска на 4-. Отдельные участки, где недавно делали ремонт, чуть по-лучше.

Лодейное Поле — Петрозаводск.
Чистое время в движении — 2ч04мин. Средняя скорость 94 км/ч. Крейсерская немногим выше. Как правило, не превышала 100 км/ч. Просто мало населенных пунктов.

Итого Москва-Петрозаводск пройдены за 13ч45мин. Из которых чисто в движении — 12ч26мин. Средняя скорость 86 км/ч.

1089 км. 07:05-07:35.
Станция Шуйская. На въезде проверенная по прошлому году АЗС «ТНК». Залил 25л Аи95 по 9,15р/л. Зашли в кафе попить кофе и перекусить. Довольно приятно приготовленные блинчики с мясом.Пытаемся выяснить, где работают мобильники. Выясняем, что только непосредственно в Петрозаводске, Кондопоге и Сегеже. Дальше только в окрестностях Кандалакши. Едем по новой М18″Кола» к Кондопоге…

1100 км.
Прошли левый поворот на турбазу «Эдем»…

1122 км.
За 500…700м до съезда на Кондопогу налево уходит отворотка к большому АвтоСервисЦентру, как гласит указатель. Не дай Бог, конечно, но вдруг кому понадобится эта информация? Так что имейте ввиду.

1123 км. 08:00-08:07.
Встали у съезда на Кондопогу. Отправили домашним SMS, что у нас все в порядке. Попытались прозвониться maxik`у, который намеревался присоединиться к нам через пару дней, чтобы уточнить, где и когда его ждать?.. Увы, телефон Макса оказался недоступным. Решаем позвонить ему позже, а пока начать подбор места для стоянки и выдвигаемся в сторону Пальеозера.

Часть 4. М18. Кондопога-Сундозеро-Пальеозеро-Медвежьегорск.

1145 км.
Проехали левый поворот на Кивач.

После Сопохи решили проверить «разрекламированное» Агрессором (есть такой участник конфы «Отдых
и путешествия» на авто.ру) местечко под стоянку на Сундозере рядом с одним из дачных хозяйств, но не только ничего впечатляющего там не обнаружили, но и, прямо скажем, место нам совсем не приглянулось. А учитывая расположенное в 100 метрах дачное хозяйство — и вовсе не интересно…

1170 км.
Повернули на старый мурманский тракт в сторону Гирваса.

1173 км.
Свернули направо к заброшенному аэродрому. Для ориентира — это единственый заасфальтированный съезд с дороги между новой М18 и Гирвасом, обозначенный к тому же знаками «Примыкание второстепенной дороги».
заброшенный аэропорт
Заброшенный аэропорт
Поплутав по бесчисленным песчанкам между аэродромом и Пальеозером, проверили пару-другую мест на берегу. В принципе, за неимением лучшего — вполне ничего места. Были даже стоянки, оборудованные навесами и столами. Решив, что ежели чего — сюда и приедем, поехали обратно в Кондопогу, чтобы еще раз попробовать дозвониться до maxik`а и выяснить — ждать ли нам его или он так и не приедет (дальше-то мобильной связи нам ждать уже не приходилось). Обратно поехали по старому мурманскому тракту через Гирвас — Марциальные воды — Кончезеро. Дорога местами вполне приличная, но большей частью сильно разбита. Если не стоит цель попасть в Гирвас именно этим путем, то лучше пользоваться новой М18.

(1123)1275 км. 11:00.
Приехав в Кондопогу, выяснили, что у Макса ничего не получается с выездом в обозримом будущем, и окончательно решили ехать в Челмужи. Во-первых, запомнились понравившиеся фотографии тех мест, во-вторых думали повстречать там благоверного Марии, а может и ее саму, надеясь, что они еще не успеют окончательно переехать.

Примечание: здесь и далее в отчете в скобках отражается чистый километраж от Москвы до конечной точки Челмужи без учета наших блужданий по окрестностям и т.п.

Дорога от Кондопоги до поворота на Кивач в сплошном ремонте. Много ям. Впрочем, они активно заделываются и, думаю, что через пару недель особо ничего заметно не будет. Поэтому, в принципе, дорогу можно будет, хоть и с натяжечкой, оценить на 4 балла. Очень много знаков «70», «50», «Неровная дорога» и «Ремонтные работы» по-просту забыты. Причем это касается не только этого участка, но дальше по ходу на Медгору.

(1168)1320 км. 11:29.
Вновь проехали поворот на Гирвас и старый мурманский тракт.

(1238)1390 км. 12:07-12:12.
АЗС «ТНК» у развязки на Медгору. Залили 20л Аи95 по 9,15р/л.

Петрозаводск-Медгора.
Расстояние — 163км, время в движении — 2ч10мин, средняя скорость — 75км/ч (в основном из-за н.п. до Кондопоги и ремонта между ней и поворотом на Кивач… крейсерская скорость была на уровне 110-130 км/ч… кстати, средняя на участке от поворота на Гирвас до Медгоры составила 111 км/ч)

Итого Москва-Медгора: расстояние по одометру 1.238 км, время в движении (без учета наших поисков места стоянки) 14ч36мин, средняя скорость на маршруте 85 км/ч.
Часть 5. Р5. Медвежьегорск-Лавасгуба-Челмужи.

Въехав в Медвежьегорск, по указателю на Великую Губу поехали проверить на случай, если нам не понравится в Челмужах, возможные места стоянок в районе Лавасгубы и дальше вдоль западного берега Повенецкого залива Онеги. Промотавшись по съездам к берегу больше полутора часов, ничего подходящего для себя так и не обнаружили. Есть довольно красивые места, но все они буквально в 5…10 метрах от дороги. А если дорога и отходила от берега в районе периодически возникающих мысов, то там был либо непролазный для нашего жигуля песок, либо заболоченная местность, либо каменистая дорога к берегу на несколько километров, по которой ехать без риска оторвать какую-нибудь часть машины надеяться не приходилось.

(1243)1457 км. 13:51.
Вернулись на дорогу Р5 Медгора-Пудож и поехали в Челмужи. В Повенце пересекли с разбитыми вхлам подъездами мост через ББК. Раньше я его (ББК) не видел. Он мне показался чрезвычайно узким и, честно говоря, я с трудом представляю, как по нему проходят большегрузные баржи…

И кто сказал, что от Медгоры до Пудожи асфальт?!.. Полной и крайне неприятной неожиданностью для нас стал абсолютно разворченный на протяжении почти 20 км участок дороги между Повенцом и Возрицами. Там идет отсыпка грунта и гравия под реконструкцию Р5. Довольно дерьмовые ощущения, учитывая, что в дороге находились уже почти сутки, да еще и накануне до отъезда из Москвы проснулись в 7 утра и весь день мотались по Москве…

Но, наконец, свернули в Челмужи. Проехав в деревню, спросили дом Трегубовых. Таких сразу не вспомнилось. Пришлось пояснять, что это «мо
сквичи, у них глава семейства — врач местный». На слово «врач» мужик и две тетки сразу понимающе закивали головой, показали, в какой стороне дом, но тут же отметили, что они («врачи-москвичи») там уже не живут, а уехали в Пяльму. Это для нас стало неожиданностью, потому как прошло всего несколько дней, как Мария в конфе оставила сообщение, что она сама еще в Москве, скоро едет к семье и только вскоре после этого они будут переезжать в Пяльму. Вот тебе и «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»!.. Не став разыскивать дом Марии, мы проехали через деревню, пересекли мост через р.Немина, на которой стоят Челмужи, немного поплутали, едва не завязнув в песчанике, по окрестностям и, наконец, выехали к искомой стоянке на высоком обрывистом берегу Онеги, густо поросшем соснами.µ Место нам понравилось, да и сил уже не было, если честно — и, несмотря на безумное количество муравьев, чьи жилища в песке были практически повсеместно, мы разбили лагерь.

(1339)1553 км. 15:50.
Стоянка на берегу Онеги в окрестностях Челмужей.

Итого Москва-Челмужи. 1.339 км пройдено за 18ч15мин, из которых время в движении 16ч38мин (без учета наших блужданий), время на заправки, перекусить и т.д. — 1ч47мин. Средняя скорость на маршруте 81км/ч. Всего время в пути с момента старта от МКАД — 22ч45мин.

Часть 6. Челмужи.

Много рассказывать о стоянке нечего. Едва мы стали разбивать лагерь, как к нам пожаловала местная подвыпившая компания на двух машинах, отмечать (судя по доносившимся репликам) чей-то День рождения. Правда, завидев нас, они немного посовещались и ушли вниз под обрыв к самому берегу, а мы продолжили свое дело, начав свое обустраивание на месте с двух порций захваченной горилки с перцем и медом… Сухостоя в окрестностях было выше крыши. Но рубить его и таскать по лесу ни сил, ни желания не было. Поэтому я быстро сгонял на машине к лесовозному грейдеру, по которому мы ехали к стоянке, и забил багажник и задние сиденья в салоне деревянным ломом, валяющимся в неописуемых количествах вдоль грейдера. Развели костер, поставили палатку, сделали заготовленный еще в Москве шашлык, напринимались водочки, поговорили о куче разных-разностей, до которых дома «не доходят руки» (точнее — язык), ровно в 24:00 я без вспышки сфотографировал окружающий пейзаж (настолько было светло!..) и около 01:00 мы завалились спать.

28 июня

На утро, пока Ирина еще спала, я, вполне отдохнувший и совершенно без «последствий» от неуемного принятия водки накануне (вот что значит — воздух и вода!..), побродил по лесу и берегу, натаскал дров, выбрал две пары рогатин под большой и малые котелки о выкопал в песке яму-очаг. Внизу, на берегу обнаружил свежие мишкины следы, тянувшиеся по мокрому песку цепочкой вдоль прибоя в сторону от деревни. Судя по порядку вокруг палатки, к нам он не заглядывал. Услышали бы мы его вряд ли — спали мертвецким сном. Пока рубил дрова, подъехал на рыжей «копейке» местный то ли лесник, то ли еще кто. Говорит, увидел, мол, что кто-то по берегу с утра бродит, вот и решил проверить. Спросил, надолго ли мы тут. Узнав, что сегодня уже собираемся уезжать, молча кивнул, пожелал удачи и уехал восвояси. Тут как раз и Ирина проснулась. Мы быстро вскипятили воду, подкрепились кофе и начали готовить завтрак (он же обед, поскольку время зашкалило уже за 12 часов дня). После еды меня снова потянуло в сон и я завалился в палатку, намазав лицо лосьоном Аутан — ночью нас все же слегка покусали комары, хотя все, что можно, мы, едва приехав, обработали спрэем. Начиная от одежды и заканчивая палаткой. Пока я спал, Ирина сварила суп. Так что пробудившись, я тут же «принялся за старое». Что ни говори, а аппетит на природе не сравнить с городским. Снова приехало какое-то местное семейство на «четверке», а потом к ним еще подтянулись на велосипедах несколько пацанов. Все они тоже ушли вниз под обрыв к берегу. Обзавидовавшись тому, как они купаются и играют в воде в мяч, Ирина решила не отставать и тоже залезла в воду, получив несказанное удовольствие, хотя особо теплой воду назвать было нельзя. А я так и не искупался. Сначала не хотелось оставлять без присмотра лагерь, а потом куда-то подевалось солнце.

Когда завечерело, мы решили собираться домой, поскольку готовиться к защите диплома в такой обстановке у Ирки не получалось по определению.µJ Да и набежавшие с разных сторон тучи доносившимися раскатами грома начала нам «рассказывать», что скоро нехило ливанет. И хотя основное необходимое для защиты от дождя у нас с собой было, настроения оставаться дальше не возникало.

В основном потому, что «тянула» иркин