Сплав по реке Охта

Экипаж №1: Лёня (Леонид Немчинов) /левый балон/, Дима (Дмитрий Крылов) /правый балон/, Саня Маленький (Александр Бородин) /чемодан/ — катамаран Шуя (самоделка) Экипаж №2: Саша (Александр Дмитриев), Лера (Валерия Кузнецова) — байдарка «Таймень-2» Экипаж №3: Дима (Дмитрий Козлов), Ира (Ирина Громова) — байдарка «Таймень-2» Экипаж №4: Саша (Александр Доронин), Оля (Ольга Сапожникова) — байдарка «Таймень-2» Экипаж […]

Охта
Шуя (самоделка)
Экипаж №2: Саша (Александр Дмитриев), Лера (Валерия Кузнецова) — байдарка
«Таймень-2»
Экипаж №3: Дима (Дмитрий Козлов), Ира (Ирина Громова) — байдарка «Таймень-2»
Экипаж №5: Biker (Роман Мельников), Андрей (Андрей Доронин) — байдарка «Таймень-2»
Заметки: Так получилось:
Жизнь — довольно удивительная штука. Собираешься в одно место, попадаешь в другое. Так и в этот раз: собирался с Питерской командой на Чирко-Кемь, попал с Архангельской на Охту. И в общем-то здорово все получилось, однако: познакомился с новыми интересными людьми и побывал на Охте, куда давно хотел попасть, но все как-то не срасталось это попадание.
Об Охте написано уже много отчетов, поэтому создавать новый смысла нет. Да и дневник не велся. Опишу только наиболее яркие впечатления и наиболее запомнившиеся моменты.

Сборы:
Немного о сборах. Готовились мы с Андреем к Чирко-Кеми. И все, как обычно, началось со снаряжения. Он шел впервые в байдарочный поход (не считая одного пробного выезда с целью привыкания к веслу и матам капитана), потому снаряжения у него практически не было. Закупались по полной программе, чему порадовали продавцов магазинов «Снаряжение» на Марата и «Тритон». В результате, за неделю до отъезда выяснилось, что наш адмирал попал в больницу. Совсем не радостное известие… Описывать то, как группа распадалась на глазах — смысла нет. В результате билеты были сданы. Жизнь как зебра, поэтому после черной полосы наступает белая — нас взяли Архангелогородцы на Охту. Именно так мы и оказались в поезде на Беломорск, где должны были встретиться с группой.
Беломорск:
Выгрузились на платформу в Беломорске в 6-30 утра. Здесь надо было ждать группу, которая приедет из Архангельска в 12 часов. Мы расположились перед зданием вокзала (если его можно так назвать) и приготовились к длительному ожиданию, запасшись пивом.
Время ожидания тянулось бесконечно долго, а выпитое пиво располагает к общению. Все эти факторы содействовали тому, что мы разговорились с группой литовцев, собравшихся на Шую. Надо отметить, что ребята оказались довольно-таки интересными и веселыми. Но интересней всего протекало само общение между нами, состоявшее из фраз, сказанных на русском, литовском и английском языках с последующими переводами.
Вот, наконец-то, настал долгожданный момент прибытия поезда с Архангельской группой. Встретившись и познакомившись, занялись поиском машины. Машина не заставила себя ждать: водитель на ГАЗ-52 запрашивал до Кевятозера 3,5 тыс. руб. После долгих пререканий удалось опустить цену до трех тысяч. Быстро загрузившись, мы расселись и двинулись.
На маршруте:
Начало маршрута.
Пробуждение утром напоминало фразу из старого анекдота: «Лучше бы я умер вчера». Завтрак, упаковка и пр… Организм приходит в норму очень неохотно после таких возливаний. Соответственно, когда двинулись в путь, грести (мне по крайней мере) было не очень легко. Хотелось спокойно посидеть в байдарке, никого и ничего не трогая. Да и сушняк, однако…
Сразу стало ясно, что скорость катамарана на ровной воде слишком мала по сравнению с нашей. Но делать нечего, отрываясь вперед, мы стояли и ждали…

Музеро и Большая Троица.
Охта до Муезеро по сути своей не запомнилась. Причина проста: сеть мелких шкуродерок впечатления не производит никакого. Выйдя же в Муезеро, мы отправились на остров Троица, на котором стояла деревянная старая церковь. При этом, по случайной оговорке Лени, остров сразу окрестили Большой Троицей. Там решено было осмотреть церковь, перекусить и двинуться дальше.
Церковь, сама по себе, довольно интересна. Видно, что ее периодически кто-то ремонтирует. Но большее впечатление производят ели в четыре обхвата. Сколько им лет — сказать сложно. Но растут, однако. Часовня и склеп в довольно удручающем состоянии. И кругом таблички: «На острове больше суток не стоять», «После ухода дверь в церковь нужно прикрывать», «Памятник древнего деревянного зодчества, охраняется государством». Хотя, как знать… Если бы этих табличек не было бы, нашлись бы придурки, пустившие все это на дрова…
Побродив по острову и по фотографировав, накупавшись и перекусив, мы отправились дальше, к выходу из Муеозера. Андрей все вр
емя порывался ловить рыбу. Но рыба была какая-то отмороженная: окуни хватали блесну и покорно бежали за ней, делая вид, что на крючке никого нет… В общем, мы с Андреем так ничего и не поймали. Собравшись всей группой около катамарана, мы двинулись в сторону стоянки, которую уже застолбили Ольга с Сашей (наши спринтеры, постоянно отрывавшиеся вперед).
Надо отметить, что стоянка при выходе из Муезера довольно удобная. Но при выходе она одна. Остальные стоянки были раньше, т.е. на островах. Если бы вдруг она оказалась занята — пришлось бы возвращаться немного назад или искать что-то более-менее подходящее по берегу. Идти по Охте дальше смысла нет — стоянки есть, но очень комариные и неудобные. А далее — гнилая Охта, где встать совсем негде.
Фраза дня:
«Что-то гладь какая-то тревожная.» — сказал Леня, задумчиво посмотрев на воду и налив…

Юляозеро и гнилая Охта.
По гнилой Охте идти довольно-таки тоскливо. Хотя начало не совсем гнилое, но желания высаживаться на берег все равно нет. Далее, после трех шивер (на карте обозначены, как пороги) есть возможность высадки на левом берегу для перекуса. Потом уже негде.
На гнилой Охте есть только одна радость — рыбалка. Такое ощущение, что рыба там только и ждет, когда ее поймают. Воблеры лишний раз доказали свое преимущество перед обычной блесной. Один недостаток у воблера — приходится часто останавливаться, что бы рыбу снимать… Но с другой стороны — это и его достоинство.
Выйдя из гнилой Охты попали в Юляозеро. Сразу справа большая стоянка, на которой мы и встали. Наши спринтеры говорят, что перед нашим приходом там стояли чехи или кто-то еще. Бабуля, которая рассказала об этом, попутно поведала, что день назад тут проходили негры.
Пока готовили ужин — мимо нас прошла группа из Рязани. Мы с ними уже встречались на стапеле и на Муезере. На стапеле Леня и Дима умудрились их шокировать, придя знакомиться. Для знакомства был взят спирт, но знакомство не состоялось. Далее мы пересекались на Муезере, из чего сделали вывод, что расписание у нас примерно одинаковое. Встреча на Юляозере лишний раз это доказала.
Прошла мимо нас группа из Москвы на трех Тайменях. Группа была довольно живописной. Ни кто из нас так и не сумел объяснить, для чего они шли по гнилой Охте в шлемах, спасжилетах и неопрене. Не знаю, как другим, но мне при 30-и градусах жары и палящем солнце более чем жарко.
Устроили полудневку, т.е. выход был назначен после обеда. Соответственно, рыба, переклейка отвалившихся заплаток и игра в волейбол… Все тридцать три удовольствия. Между делом обследовали камни на берегу. Точнее сказать — это один большой камень, на котором мы и стояли. Его часть, не покрытая мхом, плотно исписана группами, желавшими оставить о себе память… Не лень же было выбивать столь длинные названия, как «Зеленоград» и прочее. Даже знаком Квейка кто-то умудрился заклеймить камень.
Пообедав, двинулись из Юляозера через оз.Юзмозеро и оз.Ригорека дальше. Вообще говорят, что есть протоки на прямую, но искать их не стали. Леня сказал, что как-то раз искали, но так и не нашли. В Ригореке мы взяли катамаран на буксир (пример до этого показали Ирина с Димой, тащив его за собой по гнилой Охте). Тащили до выхода у порога. Вся группа, опередив нас, гуляла по берегу вместе с москвичами, осматриваясь.
Кат пошел без просмотра. После него, так же не осматриваясь, прошли мы с Андреем. За нами потянулись остальные.
Встали на пороге Немес, точнее за ним (вообще сеть порогов, включая и Немес похожа на кучку шивер с набольшим количеством виражей). Место высокое, скалистое. Стоянка получилась многоуровневой. Красота, да и только…

Озеро Воронье.
От Немеса через озеро Лежево дошли до плотины, перекрывающей выход из озера. По словам Леры, далее кусок Охты, называемый аллеей. Прошли плотину без просмотра, обогнав при этом Рязанскую группу, остановившуюся на берегу, и попали в аллею. Название Аллея народ дал не спроста — действительно Аллея. Прямая река, будто прорыта, и березы вокруг. Красиво, однако. Вот только дальше идет заросшее озерцо Торосозеро с глубиной воды до метра, местами максимум двух.
Почему-то до озера Воронье остальное как-то не припоминается. Исключение составляет порог Пебозерский, на котором в конце надо работать веслом, что бы увернуться сначала от жандарма по центру, потом обливного камня справа. В нашу среднюю воду мне это практически удалось: мы зацепили обливняк бортом, но не сильно. Вообще это интересное место, если есть желание потренироваться в маневрах на ско
рости. Только проходить второй раз мне, почему-то не захотелось. Прямой слив очень скучен…
Озеро Воронье заслуживает того, что бы его отметить отдельно и устроить там дневку, а то и две. Стоянок полно, выбирай на вкус и на цвет. Там-то мы и устроили дневку с баней. Во время дневки осмотрели остров Духов. Что там народ только не напридумывал. Жаль, что у нас ни желания, ни способностей (в основном говорю о себе), не было внести свой вклад. Больше всего понравились «Качели для мамонта». Погадав на рулетке, мне выпал оверкиль. Не зря, как говорится, выпал…
Во время дневки ребята устроили показательные прыжки со скалы как на нашем острове, так и на острове Духов. Изгалялись по разному, в том числе и синхронно. Поступило предложение создать команду по синхронным прыжкам.
Во время бани все были поражены не пуганностью рыбы. Окуни, плававшие среди камней, кусали за пальцы ног, когда мы купались после парилки. Один, особо оборзевший окунь, умудрился укусить меня за (…вырезано цензурой…). От неожиданности, я чуть не вылетел из воды вертикально вверх…
После бани устроили шуточный обряд посвящения новичков. Их было и нас четверо. В конце кильнули каждого из них в порядке живой очереди. На втором килянии Саша Дмитриев разошелся до того, что начал топить собственную байдарку. Правда, это ему не удалось, но воды в байдарку он набирал не мало. Как говорится: и так несколько раз…
После дневки, на следующий день, мы стали собираться дальше. Собирались как-то совсем неспешно, потому и вышли в районе 13 часов дня. Идти пришлось в довольно сильную волну. Мы с Андреем, определившись, куда нам в итоге надо попасть, пошли против волны. Подставлять борт волне очень не хотелось… Соответственно, когда мы довернулись и волна нас понесла, мы довольно быстро выскочили к плотине, у которой стала собираться вся наша группа в ожидании катамарана. Проход тут весьма прост, надо только посильнее разогнаться, чтоб проскочить поперечное бревно. Пока бродили, скучая, вокруг, подошли два катамарана — один самодельный (4), второй RaftMaster (4). Позднее выяснилось, что это группа из Калуги во главе с неким профессором. Мы довольно сильно удивились, когда они стали проводить свои каты вдоль берега. Более того, пока они готовились, подошел наш кат и проскочил плотину сходу. Мы, не долго думая, проследовали за ним.

Ойнегайне.
Ойнегайне — довольно простой порог с бочкой внизу. Вообще он хорош для тренировок и катания на бочке. Около порога несколько стоянок, но к нашему приходу они были почти все заняты. Осталась только дальняя большая стоянка, которую мы и заняли. Половину следующего дня наша группа каталась на бочке в байдарке и просто в спасжилетах. Дошло до того, что некоторых из воды было просто не вытащить, даже в момент сборов. Потому вышли только после обеда, да и то не сразу.
Пока народ изгалялся на пороге, кто во что горазд, подошла калужская группа, а точнее один катамаран с профессором. Второй катамаран застрял где-то в пути… Вообще Ойнегайне мне понравился. О сложности говорить не приходится — он довольно прост, но довольно симпатичен и удобен для фотографирования… Очень интересно смотрится из-под левого берега. Заход снизу на бочку также удобен оттуда.
Фраза дня:
— А где второй катамаран из вашей группы? — спросил кто-то из нас.
— О! Они будут не скоро! — ответил профессор из Калуги, — Они проходят все пороги! …по берегу.

Кивиристи.
Следующая остановка, после Ойнегайне должна была быть на Кивиристи. Из того, что прошли, хорошо запомнился порог Хемег. Довольно интересный порог: прижим к правому берегу, после чего надо успеть вывернуть к проходу у левого. Если чисто пройти прижимную струю, уйти влево можно без проблем. В противном случае — положит на камни при выходе (поперечная гряда камней, видная невооруженным глазом). Все проходы очевидны, но веслом все-таки нужно поработать.
Сам порог очень красив. Поток воды упирается в скальное образование и уходит вправо, огибая его. Далее, в общем-то, уже начало порога… Описывать подробно нет смысла — надо увидеть. Сложности особой в прохождении нет, просто красивый порог.
Практически сразу за Хемегом начинается Кивиристи, вернее первая его ступень. На Кивиристи мы должны были встать. Стоянок много, но и народу не меньше. Мы нашли стоянки практически перед второй ступенью. Единственное, что было там плохо — постоянно народ ходит мимо, так как рядом тропа. Есть так же еще одна проблема — дрова. Несколько человек у нас переправилось на другой берег (сушняка там хватает). В районе первой ступени
на спасконце переправили необходимое количество, на чем и успокоились.
Вообще порог Кивиристи достоин того, что бы описать его отдельно. Он действительно красив! Состоит из трех ступеней.
Первая ступень — самая маленькая и напоминает простой быстроток. На мой взгляд категорию ему можно вообще не давать, так прохождение очевидно и сложностей не представляет. Главное — не прохлопать ушами и не влететь во вторую ступень (вообще это надо постараться…).
Вторая ступень (Падун Кивиристи) — это хороший мощный водосток с котлом справа. Высоту перепада на столь коротком участке сказать не могу. Несколько метров, как все пишут… Сливная струя напомнила мне змеиный язык. Одна часть уходила в котел, вторая проносилась вниз. Котел мне как-то сразу не очень понравился… Долго смотрел, но так и не понял — что там все-таки под водой…
Далее по сливу идет проносная бочка с уловом справа. Улово буквально на повороте в третью ступень (хороший поворот на 90 градусов) — хорошее место для страховки катом и очухивания после прохода (если он состоялся).
Третья ступень (Каньон Кивиристи) — хороший и красивый каньон с высотой скал метров до 15 и небольшим поворотом направо. Выход неоднозначен и с воды не очень хорошо виден. Сложности при проходе особой нет — главное держаться середины и правильно попасть на выходе. Хотя, для остроты ощущений — можно прижаться к левому берегу (сложность выхода обеспечена на 100%, при чем можно и на скалу лечь… В общем — не советую, так как, частично, испытал это на себе…).
Кивиристи в переводе с саамского означает Каменный Крест. На второй ступени оборудовано что-то типа смотровой площадки. Там также стоит могила со словами: «Извини, что не было рядом». Вообще, по словам группы, проходившей Охту в прошлом (2002-ом) году, на Кавиристи много памятных табличек, но их снимают местные и сдают на цвет-металлы. Я видел только две (вторая внизу каньона со словами: «Погиб при проведении спасработ»). В этом случае очень странно, что алюминиевые весла и миски, прибитые к деревьям об очередном прохождении ни кто не снимает.
Побродив и почитав разные надписи я обратил внимание, что все прохождения Кивиристи на Тайменях датированы концом августа, т.е. по низкой воде. Очень запомнилась одна: «Катались по сливу 11 раз — ничего сложного» или что-то в том же роде. Очень захотелось добавить «Катались туда и обратно».
Вся наша группа решила обносить вторую ступень. Вернее, ни у кого не возникало сомнений о другом варианте. Исключение составлял катамаран, на котором проход не вызывал особых проблем. Еще в первый вечер ребята на кате пару раз съехали по второй ступени (один раз через котел, второй раз по сливу). Побродив немного вокруг второй ступени, я тоже решил, что пройти можно. Андрей вызвался идти в этот же вечер, но решено было отложить спуск на утро — надо было перетянуть обвязку байдарки и усилить крепление фартука. Не смотря на возмущения Андрея, решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Надо отметить, что ночью вторая ступень смотрится тихой и мирной. Сумерки как-то сглаживают буруны и пену. Даже появляется ощущение, что вместе с этим стихает и шум.
На утро еще раз прошлись по Кивиристи и посмотрели, как катаются катамараны через вторую ступень. Еще раз прошлись по страховке и пр. Адмирал рязанской группы предложил подстраховать нас с воды на кат-4, на что мы, естественно, согласились (огромное спасибо группе из Рязани и отдельно Дмитрию Лершакову).
Пройти вторую ступень нам все-таки не удалось — нас кильнуло внизу слива. Выловили нас довольно быстро (катамаран не потребовался, но мог быть и не лишним, потому как Андрея с байдаркой выловили буквально перед третьей ступенью). Надо отметить, что группа провела спасработы на отлично. У меня сложилось впечатление, что выдернули нас на столько быстро, на сколько это было возможно, т.е. меньше 10 минут. Отличился наш «живец» — Дима Крылов, который и достал Андрея буквально из третьей ступени, когда спасконец был уже натянут до предела и катамаран выходил из улова для вылавливания. Меня буквально сдернули с байдарки спасконцом (пока я его пропускал до карабина, что бы зацепить за байдарку, ребята впряглись в полную силу). Байдарку, можно сказать, практически не поломали… Несколько гнутых стрингеров и пяток мелких дырок — это ничто, по сравнению с тем, что с ней стало бы, проволоки ее по третьей ступени.
После нас сразу появились желающие пройти на байдарках (дурной пример заразителен). Ребята на Катране попросили не снимать страховку (более того, еще и добавили)
и прошли. Проходили они через котел (в общем-то самый безопасный проход, главное удержать равновесие и вовремя довернуться). На котле зависли, качаясь и удерживаясь в нормальном положении, а потом слились вниз, чуть не влетев в камни у левого берега. Значительно позже (мы уже уходили от Кивиристи) проходила предводительница московской группы на Тайменях, но мы этого не видели, а только знаем, что она тоже прошла, и тоже через котел. Больше в тот день желающих не было (катамараны не в счет).
Так как у нас была всего лишь полудневка на Кивиристи (жаль, однако), времени на вторую попытку уже не оставалось. Более того — нужно было произвести ремонт повреждений, собраться и идти дальше. Так как байдарка все-таки осталась кривая (винт, которым она пошла, выправить до конца не удалось), то мы ее обнесли. По третей ступени мы проходили на байдарке экипажа Ольга-Саша (они решили прокатиться на кате). Прошли мы довольно неудачно, надо отметить. Причин, на мой взгляд, несколько: основная — усталость после неудачной попытки на второй ступени. Стартовали мы тоже не очень хорошо и нас стало прижимать к левому берегу. Конечно лишняя доля адреналина никогда не вредит, но когда еле успеваешь обогнуть очередной выступ из стенки т тебя прижимает к следующему — не самые веселые ощущения. Естественно, на нормальный выход мы не попали и сели на камни. Но, как говорится, это не криминал…
Как мы дошли до моста — помню плохо, а точнее — практически не помню. Яркое впечатление осталось от того, как на одном из порожков Ольга стояла на здоровом камне в своем ярком спасжилете и указывала всем правильный проход. Дойдя до моста выяснили, что единственная стоянка уже занята (других стоянок не наблюдалось, вечерняя серость уже опускалась). Ребята, занимавшие полянку, не стали возражать против нашего соседства. Мы стали выгружаться и устанавливать палатки.

Автор: Roman K. Melnikov (Biker), редактор: Katerina U. Soboleva (Kat)