Путешествие к разлому

Так получилось, что в районе досягаемости Велемонов пешим образом я оказался на второй день после прибытия в Карелию. Поэтому, не отрешившись еще от мирских забот и ну очень теплой встречи в базовом лагере, мне не удалось впитать в себя все те ощущения, которые готово предоставить это место. Придётся повторить как-нибудь.А было так.Где находится урочище, мы […]

разлом

А было так.
Где находится урочище, мы имели весьма приблизительное представление. Поэтому, очнувшись душным пасмурным утром и бросив клич «Даёшь Велемоны», я втайне надеялся, что меня никто не поддержит и можно будет со спокойной совестью продолжать праздновать процесс слияния с природой. Я просчитался.
Пройти нам предстояло километров 6 от висячих озер, где мы встали лагерем.

Обогнув несколько глубоко врезанных в материк заливов, перевалив через пару сельг, мы вышли к береговой линии Уницкой губы. Линия эта представляет из себя мощный скальный валик, то полностью выполаживающийся,
то вздымающийся на значительную высоту.
Тропы вдоль берега не оказалось (вопреки заведенному правилу), хотя рыбацкие кострища встречались. Видимо, здесь не принято перемещаться пешком. Приходилось карабкаться на почти вертикальные стенки: короче, элементы единички были. А самому младшему участнику было 5 лет. Линия берега ровная, только в одном месте решили перебраться вплавь через 5-метровый пролив, чем делать двухкилометровый крюк, обходя залив.
Меня поразило одно наблюдение: прибрежный вал в тех местах, где он бывал достаточно широк, был как бы разрезан вдоль траншеей, шириной до 5 метров. Разрез прямой, имеет ровные стенки, складывалось впечатление, будто здесь дорогу пробивали(!?). Только потом, сопоставив с направлением разлома в Велемонах, я сообразил, что эти «траншеи» ни что иное, как продолжение той колоссальной трещины.
Короче, добрались мы до господствующей высоты, на её вершине устроили привал с видом на карельские просторы.
Придя в себя, я пошел осмотреться. И… Вот он, разлом! Увидев эту впадину, я почувствовал себя обманутым. Где обещанное «не Гранд-Каньон, но впечатляет»!? Ещё я почувствовал спинным мозгом, что меня могут побить, потому что народ подтягивался ко мне и уже слышался ропот. Произнося некие успокаивающие фразы, я начал отход вглубь материка… Вот здесь у меня действительно перехватило дух. Спасён!
Я стоял на краю колоссальной 45-градусной осыпухи, поросшей сосняком. Внизу, метрах в тридцати, дно впадины усыпано угловатыми каменными глыбами, укутанными мхом. Влево осыпуха переходила в вертикальную скальную стенку, вздымающуюся еще метров на сорок. Потом я вспомнил, что А.П. Журавлёв говорил, что разлом имеет Т-образную форму. Видимо, мы вышли сначала к «перекладине», которая как раз и отсекала ту, сползшую в озеро, 30-метровую скалу.
Спустившись в разлом, мы оказались между двумя вертикальными стенами (восточная стена – отрицательная), отстоящими друг от друга метров на пятьдесят. Длина трещины – 300 метров. Полюбовавшись суровой, подавляющей красотой, пощипав черники и отбиваясь от комаров, мы поднялись на восточный борт разлома. И опять: подъём проходил по чему-то очень напоминающему рукотворный серпантин (бред какой-то). Вид сверху оказался не менее захватывающим: абсолютно плоская вершина материкового монолита вдруг вертикально обрывается и дальше видны только верхушки сосен до противоположного борта.

Я очень жалею, что мало фотографировал в разломе. И сейчас понимаю, что причиной этому была не прострация, в которой я пребывал по прибытии из Москвы. Скорее всего, я был не готов к этому зрелищу, был подавлен. И ещё. Нам повезло, что мы пришли в Велемоны с севера, а не с юга, как это делают обычно. Дело в том, что несмотря на удобный подход с воды, южный путь выводит вас сначала на «перекладину» разлома, и до самой зрелищной части урочища приходится продираться через заросшую влажным лесом морену в сопровождении счастливых комаров. Нам же удалось сначала обалдеть от общей картины, потом насладиться деталями и, напоследок, окинуть это всё уже другим (относительно чего?) взглядом.