Лоухи.река Писто.Хроника водного путешествия

Отправились к началу маршрута. По дороге стоит погранпост, так что пропуска проверили еще тут. У водителя имеется Атлас Карелии, по дороге рассказал, где у кого можно остановиться, что едем мимо крупнейших озер и т.п. Так за разговорами и прибыли в 11-40 на место стапеля, к разрушенному деревянному мосту на оз. Кимасьярви. Пока надували байдарки и […]

писто

река Писто

Отправились к началу маршрута. По дороге стоит погранпост, так что пропуска проверили еще тут. У водителя имеется Атлас Карелии, по дороге рассказал, где у кого можно остановиться, что едем мимо крупнейших озер и т.п. Так за разговорами и прибыли в 11-40 на место стапеля, к разрушенному деревянному мосту на оз. Кимасьярви. Пока надували байдарки и паковались, перекусили бутербродами с колбасой. К 14-30 доупаковались, обмыли новую байдарку Николая Николаевича и двинулись в путь.

Почти сразу следует порог Сакал. Возможен просмотр с ПБ. Начинается он мелкой шиверой, далее русло сужается и должен образовываться чистый глубокий слив. Слива по нашей воде не было — нас обдало хорошими валами, около 0,6м. Сначала прошел Скаут, за ним Танго-2, встали на страховку у ПБ. Танго-1 проходило последней. Т.к. у нее отсутствовало сливное отверстие, то пришлось срочно чалится к ПБ и отчерпываться. Намокла рация. Отчерпавшись, Танго -1 пошла первой в пор. Захар. Посередине остров, основная струя уходит влево, образуя несильный прижим к острову и слив. 15-28. Танго-1 зачалилось в улово, между ступенями на стрыаховку и стало ждать остальных. После их прохода судно немного застряло на камнях у ЛБ, но вполне удачно попихавшись снялось и вышло, вслед за остальными в небольшое озерцо. В 16-30 встали на стоянке у ЛБ. Ловля рыбы, не очень удачная. Потом попалась щучка, закоптили и легли спать в р-не 0-30ч. Воблер на рыбалке воткнулся в борт Танго-1. Надо клеиться.

 Писто

18.06.2007

Встав перекусили рыбой, заклеили и накачали байдарку. Вышли в 12-00, в 12-15 прошли пор. Змеиный – шивера с небольшими валами, читается с воды. 12-45 пор. Соленый. Т.к. в связи с высоким уровнем воды не все препятствия соответствуют лоции шли осторожно, боясь напороться на Падун. Зачалились на просмотр на ЛБ. На входе в порог небольшой остров. Выставили съемку и морковку. Сам порог состоит из нескольких сливов. Заход у ПБ, далее следует уходить к ЛБ, проход
сужается и в нем образуется навал на обливняк справа. Чалка сразу за островами на ЛБ. Пройдя и распутав спиннинги, в 15-15 пришли к Падуну.
Если не знать, что это Падун, то вполне понятно, что некоторые группы уходят по правой, ближней протоке – второй просто не видно. Падун же находится в левой протоке, за островом, их разделяющим. Чтобы все же попасть в порог следует прижиматься к ЛБ. Порог начинается на ПП сужением русла, далее следует крутой поворот влево. В результате резкого поворота, образуется небольшой прижим к ПБ; на повороте водопадный слив, высотой около 1,3 м. После слива резкий поворот вправо в результате образуется еще один прижим к ЛБ. Затем русло немного расширяется, дальше идут валы и сливы, камней много видно не было, но, говорят, по малой воде присутствуют.
Просмотр и постановку страховки тоже лучше осуществлять с ЛБ – оттуда хорошо просматривается порог, да и струя потом идет ближе к ЛБ. Зачалились на острове, между протоками. Скаут решил идти по правой протоке, Танго-1 в связи с отсутствием необходимого опыта у матроса тоже, а Танго-2 постановило – пройти, но разгруженными, чтоб не сильно собирать вещи если что. Байдарку разгрузили и перенесли метров на 150 выше начала порога. Сначала переправили на ЛБ человека для съемки, выставили страховку 2 морковками с ПБ. После просмотра и обсуждения Танго-2 удачно прошло и зачалилось в большом улове у ПБ.
Посмотреть видео (19 сек).Потом занесли байдарку опять наверх и капитан Танго-1 сменил матроса Танго-2, заставив капитана пройти еще раз. Прижимались к ЛБ на заходе, вполне мягко слились и удачно зачалились в том же улове. Проблему представляют только упоры на надувных байдарках – при ударе об воду из них выскакиваешь и потом непонятно – то ли попытаться влезать в них, то ли грести. После всего этого Танго-2 решило, что перенести байдарку к вещам гораздо проще, чем наоборот и все суда прошли Падун правой протокой.
После порога покидали спиннинги и двинулись дальше по большому количеству шивер, местами вполне веселых. На оз. Шуванда начался дождь, потом град. Некоторые градины были размером больше горошин и больно били по рукам. Прохождение шивер, когда по тебе лупят градины удовольствие не из приятных. Счастье почувствовали на секунду, под мостом у оз. Мандуярви. Когда вышли в озеро вся непогода закончилась и пор. Межозе
рный проходили уже в нормальном состоянии, не побиваемые осадками. У порога есть несколько проток и некоторым удается попасть не туда, куда нужно. У нас такой проблемы не было – попали как раз туда, куда требовалось. Порог начинается сливом с быстротоком, который упирается в скальный островок, делящий струю, слева это скорее непроходимо – нет воды, справа вполне нормальный проход для байдарки, но узковатый для ката. При прохождении быстротока следует сразу по возможности прижиматься к ПБ, т.к. может снести на остров и посадить на камни около него, в связи с чем потом приходится выгребать обратно, чтобы попасть в протоку, делающую резкий поворот влево, за остров, за которым обе протоки сходятся и резко и дружно поворачивают направо, в выходную шиверу, изобилующую камнями. Скаут и Танго-2 прошли чисто первыми и встали на страховку, Танго-1 село на обливняк, после ПП соединившихся проток. Помощь не потребовалась – снялось само. Просмотр порога можно осуществить по ЛБ.
В 18-00 встали на ночевку в конце острова Хирвасъярви. Отправились на вечерний клев и в 23ч на костре вовсю жарилась рыба. Также проводились бои с Крысой. Крыса – кошка, путешествующая с хозяином. Не в меру дикая, но симпатичная. По-видимому, такой насыщенный день сильно подействовал на ее нервы и сначала она не дала поставить палатку, считая, что раз палатка вытащена и валяется на земле, то спать уже можно, а потом, работала прокладкой между палаткой и тентом не пуская в дом никого, включая хозяина. В течении часа проводились попытки по ее укрощению, а потом всю ночь жители палатки держали оборону против дикой кошки, пытающейся попасть в палатку.
На катере пришли какие-то люди в камуфляже – проверяли свои сети и переметы. Отбой в 2-10.
19.06.2007

Поднявшись в районе 13ч и позавтракав, отправились по р. Валда, на данном участке подменяющей Писту, по которой долго-долго шли. Берега полуболотистые, встречаются стоянки, перекатики. Вышли в оз. Вихельтоярви. Скаут ушел вперед, Танго-2 шла последней, ловя рыбу. В оз. Вихельтоярви по ПБ, где по идее должен быть выход все заросло травой, после захода в озеро надо идти практически прямо, не сильно прижимаясь к ПБ. В 19-30 догнали ждавший Скаут на входе в оз. Пистоярви и подождали Танго-2. Встретившись, вошли в озеро и в 21-40 встали на острове на ночевку. Выложили весь внушительный щучий улов Танго-2 на землю – получился неплохой щучий веер. Жарили печень, сидели, беседовали у костра. Отбой в районе 2ч ночи.

20.06.2007

Встали около 12ч. У Марата идея фикс – построить парус. Турклуб Перово, бывший здесь в 2005г. вполне успешно с этим справилось и, помучившись с управлением, прошло Пистоярви под парусом. Под переоборудование в парусное судно была пущена Танго-1. С помощью хитроумной конструкции (не забудьте подложить что-нибудь жесткое и плоское под мачту, например чью-нибудь миску, чтобы не пропороть лодку) и кучи веревок (повезло, что был большой запас) активисты оснастили байдарку.
Конструкция примерно следующая: по всей длине, по центру пропускается балка (она же ствол), поперек также пропускается ствол, чтобы они образовали крест. Балки должны выступать за пределы байдарки – примерно на 1,5м на носу и по 1м по бокам – в принципе, чем дальше, тем лучше, но все же надо помнить, что лучшее враг хорошего и не сильно увлекаться, тогда будет проще крепить мачту. К перекрестию балок крепится нижняя часть мачты (вернее нижняя часть в миске опирается на дно, а к перекрестию она крепится чуть выше). Сама мачта устанавливается с помощью того самого большого количества веревок, растягиваемая на края балок и выравнивается. Мачту, как выяснилось, лучше делать потолще, так как хоть вся конструкция и смотрится внушительно, ветру не составляет большого труда это все согнуть, а подуй он посильнее и сломать (диаметр мачты наверху был примерно 7см, что не помешало ей согнуться). А остаться посередине озера со сломанной оснасткой в опутывающих тебя веревках не очень приятно. Также неплохо иметь хотя бы один карабин – закрепив его наверху мачты будет удобно поднимать и опускать парус. Сам парус делается из тента – тут тоже неплохо подключить разум, ибо большой парус, конечно, поймает больше ветра, но держать вам это все придется на собственных руках, хотя, наверняка есть еще какие-либо варианты оснастки. Нижнюю часть паруса можно прикрепить к нижней поперечине, верхнюю к поперечной палке, за концы которой привязываются управляющие веревки.
После завершения всех приготовлений, в 14-34 два храбрых кабальеро решили провести испытания. Но байдарка был
а надувная, пустая, поэтому далеко уйти не удалось – прибило обратно и, во избежании пересечения озера вдвоем и без вещей, они решили вернуться.
В 15-47 все собрались и вышли на воду. Танго-2 на весельном ходу ушла вперед, Танго-1 пыталась справиться с парусом, а Скаут ее караулил, курсируя поблизости. Вскоре с парусом справились – сидящий посередине Андрей поднимал/опускал парус, сидящий сзади Марат держал управляющие веревки, а точнее весь ветер, на себе. Скаут пристроился сбоку, под поперечину, а когда в 16-35 догнали Танго-2, то получился парусный тримаран. Капитаны крайних судов рулили, капитан среднего ловил ветер, причем вполне успешно. Ветер, как ни странно, на Пистоярви похоже всегда дует с севера, так что постройка паруса целиком оправдывает себя, к тому же является одним из развлечений похода.
Благодаря парусу мы проскочили Пистоярви за час. Приближаясь к окончанию путешествия под парусом, команда яхты подняла панику т.к. на выходе из озера находится пор. Родео и они почему-то не хотели свалиться в порог со всей оснасткой. По лоции выходило, что в пороге должны быть только валы. Зачитав это все яхтсменам боковые байдарки быстренько отцепились и свалили. Сначала порог прошла Танго-2, за ней Скаут. Обе байдарки попрыгали по хорошим валам и искупались в последнем, около 1,2м высотой. Танго-1 почему-то не искупалась, но вполне успешно прошла, не воткнувшись никуда мачтами.
На острове слева есть хорошая стоянка, на которой мы и встали в 17-15. Оборудовали лагерь, решили устроить завтра дневку, превратили яхту в байдарку и в 19-00 главные рыбаки – экипаж Танго-2 отправились к порогу половить. Пока народ пытался добыть пропитание (что было очень актуально в нашем режиме жесткой экономии продуктов завхозом), другой народ делал баню. Готовой здесь нет, так что делалась с нуля. С камнями плохо, выковыривали из земли по возможности.
Наконец, когда мы добились неразваливания бани, в 22-00 рыбаки прибыли обратно, привезя пойманные Ник Ником 2 нехилые кумжи. Все с ними пофоткались. Красная рыба есть! Она не может не есть воблер Ник Ника. Красную рыбку решили засолить, остальные виды – т.е. щук — закоптили.
Посидели у костра и среди ночи рыбаки опять отправились на рыбалку. Утром выяснилось, что взяли щуку на 4 кило.

21.06.2007

Дневка. Среди ночной рыбалки Андрей нашел металлическую трубу и, вставший утром, Марат перекладывал баню, вплетая изобретение цивилизации в камни. Пока баня топится опять ловим, чистим и т.п. Когда она дотопилась, пошли париться. Похоже, баню сложили на каком-то корешке, который медленно тлел. Чтоб не угореть долго выслеживали его и заливали водой. В 21-25 закончили париться и устроились у костра с гитарой.

22.06.2007
Пора в дорогу. Встав, позавтракав рыбным салатом и запася его с собой, отпилили здоровый кап жаждающему его иметь и в 14-10 отправились вперед. Дойдя до Семиповоротного, перечитав лоцию и посмотрев, что видно, первой туда пошла Танго-1. Порог состоит из 5 участков, между которыми возможны чалки для страховки. Воды много – камней не видно, только большие валы. На поворотах можно зачалиться для страховки и отдыха в улова. Прохождение по основной струе. Танго-1 зачалилась на страховку и фотосъемку в удобном улове. Следом зачалился Скаут. Подождали Танго-2 и, сменив порядок на прямо противоположный вылились в озеро. Здесь рыбаки остановили покидать, а Танго-1 отправилась дальше.
Услышали какой-то шум – оказалось катер и в 16-08 мы были пойманы рыбоохраной. Выяснилось что Правила, наконец, приняты и ловить рыбу как в Писте, так и в озерах, через которые она проходит до 15 июля вообще нельзя, а после 15 можно только на удочку. Разрешение и лицензию купить нигде нельзя, но всю реку вроде бы собираются разделить на 3 участка и сдать в аренду конторам, которые и будут эти разрешения продавать. Когда это будет и почем – никто не знает.
Также нам сообщили, что за нами следили с самого начала Семиповоротного – как раз на ПБ на высоте находится смотровая площадка, с которой просматривается весь порог, и что мы обязательно будем пойманы еще раз, т.к. здесь практически к каждому порогу имеются подъезды. Это не очень похоже на правду, но все же следует быть осторожными, если не хотите таких приключений. Документы нам никакие предъявлены не были, так что кто нас оштрафовал – за каждый видимый спиннинг по 500р осталось невыясненным. Еще мы узнали, что сейчас красной рыбы в реке нет, что подтверждалось обилием щук, а только скатывается вниз молодь, а кумжа пойдет вверх ближе к осени. Озерцо это после Семиповоротного являе