Музей-заповедник Кижи. Выставка “Девичьи обряды”

Выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков» знакомит посетителей музея острова Кижи с девичьими ритуалами. Она открыта в верхней избе дома Ошевнева. Все в этой жизни возвращается на круги своя… Из поколения в поколение наши предки бережно хранили традиции и соблюдали обряды, совершая свой Круг Жизни в гармонии с природой. Жизнь в […]

Девичьи обряды
Выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков» знакомит посетителей музея острова Кижи с девичьими ритуалами. Она открыта в верхней избе дома Ошевнева.
Все в этой жизни возвращается на круги своя… Из поколения в поколение наши предки бережно хранили традиции и соблюдали обряды, совершая свой Круг Жизни в гармонии с природой.

Жизнь в Заонежье текла по годовому народному календарю и была строго им регламентирована. Народный календарь имел некоторые отличия от календаря православного и общегражданского, включая в себя сложный комплекс примет, запретов, обычаев и ритуалов, накопленных крестьянством в течение многих столетий и отражавших сезонные особенности хозяйственной деятельности и обрядовую сторону жизни. Особое место занимали обряды, суть которых составляли магические действия или гадания, направленные на приближение замужества. Обряды эти проводились в период девичества, когда из возрастной группы девушек-подростков девушка вступает в молодежную группу, из которой впоследствии через заключение брака переходит в категорию молодух.
Девичество – лучшая пора в жизни крестьянки. Девушку в семье баловали: не перегружали работой, наряжали, следили за тем, чтобы на молодежных увеселительных беседах она была не из последних: и красавица, и умница, и рукодельница. «Бесценным девичеством» называли эту пору жизни жительницы Заонежья, вспоминая бабушкину присказку: «Девкой дольше – бабой короче». Но как ни хороша была девичья воля, все же венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество, о котором мечтали, гадали и ворожили.
Чтобы выбрать достойную пару, счастливо выйти замуж, девушка должна была быть «славутной». «Слава» и «цена» невесты воспринималась в обрядовом сознании как нечто «материальное», что может упасть или наоборот подняться. Обрядность, связанная с поднятием «славы» была широко распространена на Русском Севере во второй половине XIX – начале XX веков. Так, например, обычай умываться росой, собранной в свадебный колокольчик, считался одним из самых действенных.
О множестве магических способов поднять себе «цену» и рассказывает выставка «Девичья обрядность Заонежья», созданная сотрудниками отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи».
Источник текста и фото