Вологодская область. Зимняя дорога из Каргополя в Вытегру

Красивейшее место, практически на стыке двух областей, Вологодской и Архангельской. Я не представляю, как выглядит эта дорога летом, и насколько она проезжабельна, но зимой это сказка! Настоящая сказка зимнего леса Полагаю, что летом, если не приедут автодорожники, эта дорога тоже будет сказкой, но уже для любителей оффроуда Так же рекомендую прокатиться по этой дороге тем, […]

путеводитель по Карелии

Красивейшее место, практически на стыке двух областей, Вологодской и Архангельской. Я не представляю, как выглядит эта дорога летом, и насколько она проезжабельна, но зимой это сказка! Настоящая сказка зимнего леса :-)
Полагаю, что летом, если не приедут автодорожники, эта дорога тоже будет сказкой, но уже для любителей оффроуда :-)
Так же рекомендую прокатиться по этой дороге тем, кто хочет получить представление о том, что его ждет, если он решит проехать по строящейся федеральной трассе «Амур» о которой я уже рассказывал в своих тайниках. Здесь «федералки» совсем чуть-чуть, так что дорога скорее доставит удовольствие, чем успеет надоесть :-)

Выдержка из официального источника:
«…Дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и далее на Питер. В сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Проблемный участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и далее на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют.»

Я не буду описывать всех красот этой дороги, мне далеко до великих писателей, мастеров словесности, просто предлагаю Вам проехаться и самим всем полюбоваться: лесами, реками, ручьями, болотами, озерами, заброшенными деревушками… просто удивительно, как красиво и гармонично на столь малом расстоянии так много хорошего уместилось! :-)

В завершение картинки хочу добавить следующее: я ехал из Архангельской области в Вологодскую, и когда после этой сказки выбрался-таки на асфальт, то там меня ждал не менее сказочный подарок, в виде дорожного указателя, который радостно указывал в ту сторону откуда я только что приехал и гласил, что до Архангельска всего-то 650 км… Поубивал-бы! %) С асфальта этот знак выглядел совсем не как указатель на дорогу, а как широкий жест Сусанина :-)


Каргополь — это маленький городок с населением 11.7 тысяч жителей (1999 год), расположенный в юго-западном углу Архангельской области вблизи ее границы с Вологодской областью и Карелией. Райцентр. Город занимает плоский левый берег реки Онеги чуть ниже ее истока из озера Лаче. Подобно Тотьме, современная застройка практически отсутствует и разбросана по окраинам. Достопримечательностей же неизмеримо больше. В силу разнообразных обстоятельств, Каргополь в настоящее время редко посещается туристами и практически никогда официально организованными группами. В отличие от широко разрекламированного Великого Устюга, который тяжело теперь назвать тихим уездным городком, Каргополь по-прежнему остается таковым. Мало осталось мест, настолько богатых памятниками истории и архитектуры, где бы настолько медленно текло время.
Страницы истории

Когда именно был основан Каргопольский посад ответить трудно. Да и просто о жизни города известно мало — весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года, о чем сообщает Гаврила Романович Державин. Будучи губернатором Олонецкого края, он посещает в 1785 году Каргополь и обнаруживает в одном из монастырей рукопись. В ней говорится, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашел «поле для отдохновения», назвал оное «Каргиным полем», учредил на нем свой «стол» и поставил острог. Изучение других документов о походе на чудь и позволило установить дату вероятного основания Каргополя — 1146 год.

Вплоть до конца 14-го века всякие письменные упоминания города отсутствуют. Разве что регулярно встречаются ссылки на участие некоего князя Глеба Каргопольского в Мамаевом побоище. Ссылки эти, по всей вероятности, ошибочны и связаны с опиской в «Никоновской летописи». Дело в том, что в указанное время существовал князь Глеб Карголомский и Ярославский, который, видимо, и имелся в виду. Тем не менее легенда жива до сих пор в гербе города. По преданию именно такая картинка была на знамени дружины Каргополя. Официальное описание герба таково: «В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натурального цвета». Герб был утвержден в 1781 году.

В 15-м веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. В 1447 году в городе находят прию
т бежавшие из Москвы князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, бывшие политическими противниками великого князя Василия Темного. С собой они увезли мать Василия — Софью, а также великокняжескую казну и ханские ярлыки. Однако с падением Новгорода речь о сопротивлении Москве уже не шла.

Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 «царских городов», которые обеспечивали содержание опричнины. Это наглядно демонстрирует тот факт, что в 16-м веке Каргополь являлся одним из крупнейших торговых центров России. Английский посол в Москве писал в 1588 году, что «… главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна». Торговые связи Каргополя были очень разнообразны благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей и мощной крепости (сохранились лишь земляные валы, так называемые Валушки). Для иллюстрации размера товарооборота достаточно упомянуть грамоту Кириллова монастыря от 1546 года, по которой монастырю разрешается беспошлинная покупка в Каргополе 10 тысяч пудов соли для вывоза в Москву (это 160 тонн).

Интересно, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах 14-го века. К 17-му веку в Каргополе насчитывалось более 20 храмов, из них лишь один каменный — Христорождественский.

В 1612-1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская «Похвальная Грамота». В ней говорилось, что горожане «литовских людей побивали и многие городы и волости от воров очистили и преславные победы везде показали».

В мирное время каргопольская крепость тоже не простаивала без дела. Она, как водится, на протяжении долгого периода использовалась как тюрьма для заключения многочисленных противников Московской власти. Сюда ссылались татарские ханы, разведенные жены, неудачливые военачальники и прочие враги народа. Именно здесь в 1587 году по приказу Бориса Годунова был удавлен князь Андрей Шуйский. А в 1607 году в каргопольскую крепость был сослан, а после пытан, изувечен, ослеплен и, наконец, тайно утоплен в проруби один из вождей крестьянского восстания Иван Исаевич Болотников.

В 18-м веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В 19-м веке Каргополь уже маленький глухой городок с населением 2680 человек по переписи 1897 года. И лишь великолепные белокаменные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии.

Отдельного упоминания заслуживает каргопольский купец Александр Андреевич Баранов. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки по предложению Г.Шелихова, одного из организаторов Северо-Восточной (впоследствии Российско-Американской) компании. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений — Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства. Подробнее об истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в статьях о Тотьме и Великом Устюге.

Основной и единственно надежный способ добраться до Каргополя — поездом до станции Няндома железной дороги Вологда — Архангельск (прямое сообщение с Москвой и Петербургом) и далее автобусом до Каргополя (4 рейса в день, 78 км).

Каргополь, как уже отмечалось в разделе посвященном истории города, расположен на пересечении большого числа дорог. В хорошем состоянии, впрочем, находится лишь одна из них — на ближайшую железнодорожную станцию Няндома. «Ближайшая» сказано сильно — до нее добрых 80 км. Существует легенда, гласящая, что купцы города Каргополя специально попросили не проводить через их город «бесовскую» железную дорогу. Мотивация этих купцов ясна не вполне — вряд ли они заботились об экологии. Да и, по правде говоря, выглядит эта история очень надуманно, поскольку в начале 20-го века (когда строилась железка) Каргополь был «медвежьим углом» и никаких таких особенных «купцов» в нем уже давно не водилось. Возможно, дело обстояло так: правление железной дороги предложило этим самым купцам дать
крупную взятку, чтобы сделать крюк на Каргополь, денег же, разумеется, не нашлось и железка была проложена от Вологды до Архангельска практически по прямой.

Граница Карелии и Архангельской области.
Река Хабаньзя.

Да, так вот, шоссе Няндома — Каргополь, будучи частью федеральной автодороги Р2, находится, по меркам Архангельской области, в отличном состоянии. Продолжение ее из Каргополя на Пудож было до недавнего времени (ноябрь 1999 года) проходимо на границе с Карелией лишь зимой, когда дорога замерзала. Вот как выглядела трасса в месте ее пересечения с упомянутой выше границей в самое сухое время лета (см. фото).

Другая важная дорога (Р1) идет из Каргополя на юг в Вытегру и далее на Питер. Ее состояние гораздо лучше — в сухое лето она вполне проходима легковыми автомобилями. Проблемный участок, как того и следует ожидать, на границе с Вологодской областью. Продолжение этой дороги из Каргополя на север ведет в Плесецк и далее на Архангельск. Состояние приемлемое, мосты существуют и функционируют.

Локальные дороги ведут на Ошевенск, Ноколу и Волошку. Мост через реку Онегу один. Вокруг левобережной части города выстроена гигантская объездная дорога. Соответственно, транзитных потоков транспорта через город нет. Впрочем, в окрестностях Каргополя нет вообще никаких потоков никакого транспорта. К счастью, несмотря на постройку новой трассы Пудож — Каргополь, единственной дороги связывающей Карелию с Архангельской областью, ситуация пока коренным образом не изменилась. Впрочем, неугомонные строители не собираются останавливаться на достигнутом — в будущем эта автодорога должна стать частью некой трансевропейской трассы, начинающейся где-то в Финляндии и кончающейся в райцентре Вологодской области под названием Нюксеница (это не шутка). В перспективе этот автобан дотянут до Кирова. Отсчет пошел уже давно — до открытия трассы осталось менее 3 лет.

Городская автостанция (тел. 2-13-18) расположена в северной части города метрах в 50 от Троицкой церкви, чей огромный купол, имеющий форму полусферы, служит превосходным ориентиром. До станции Няндома ходят 4 автобуса в день, подгаданные к основным поездам на Москву и Архангельск. Прочие автобусные маршруты крайне нерегулярны, по многим из них сообщение осуществляется 3-4 дня в неделю. У автостанции постоянно дежурят таксисты, готовые везти куда угодно и когда угодно. При появлении любого незнакомого человека, перемещающегося пешим образом, они выскакивают из засад, предлагая наперебой свои услуги. При отказе обижаются, но надежды не оставляют.

К западу от города расположен вполне полноценный аэропорт (тел. 2-11-61), но пассажирские перевозки уже давно не производятся. Характерно, что еще в 80-е годы 20-го века из Каргополя было 4(!) еженедельных рейса АН-2 в Архангельск, 1 рейс в неделю в Ленинград, локальные рейсы в Пудож и Вельск. От былого величия остался лишь пожарный кукурузник. Пару раз в год прилетает вертолет с туристами из Петрозаводска.

Городская пристань также не функционирует и наглухо закрыта. Ранее от нее ходил пассажирский теплоход по озеру Лаче до Ноколы и далее вверх по реке Свидь. Теперь же там обретается вечно пьяный дед, промышляющий рыболовством. Куда подевался теплоход решительно непонятно — уйти вниз по Онеге к морю невозможно по причине порогов. По этой же причине непонятно как этот теплоход там сначала зародился.

Источник текста и фото