Соловецкий архипелаг. Рассказ о путешествии

Здесь кончается власть советская и начинается власть соловецкая!Соловецкий архипелаг, или Соловки, расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и множества небольших островов. Наиболее известен Большой Соловецкий остров — примерно 25 километров в длину и 16 в ширину (246 кв.км). […]



Соловецкий архипелаг

Здесь кончается власть советская и начинается власть соловецкая!

Соловецкий архипелаг, или Соловки, расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и множества небольших островов. Наиболее известен Большой Соловецкий остров — примерно 25 километров в длину и 16 в ширину (246 кв.км). Другие острова значительно меньше и расположены по сторонам от него: к востоку — Анзерский остров (47 кв.км), к югу — острова Большая и Малая Муксалма (17 и 0,57 кв.км) и с западной стороны — острова Большой и Малый Заяцкие (1,25 и 1,02 кв.км). Все острова отличаются сравнительно ровным рельефом с небольшими возвышенностями. Неповторимы живописная изрезанность Соловецких берегов, валунные отложения вдоль моря, широкие массивы смешанных лесов, разбросанные среди них озера.

 Соловецкий архипелаг

За долгие годы жизни на островах люди связали отдельные их части дорогами, соединили каналами озера, расчистили сенокосы, построили дамбы. На островах были устроены гавани, рыболовные тони, садки для рыбы, построен док, налажены многие промыслы и ремесла. Сегодня ежегодно множество туристов и поломников посещают Соловки — спешат ознакомиться с достопримечательностями островов и, в первую очередь, увидеть овеянные легендами величественные сооружения соловецкого монастыря.

 Соловки


Вознесенская церковь на горе Секирной, уникальный монастырский сухой док, ботанический сад, одна из первых в России гидроэлектростанций, система каналов, переговорный камень, филипповские садки для рыбы, Савватьево, лабиринты — памятниках неолитической культуры II-I тысячелетия до н.э., валунная дамба, церковь Андрея Первозванного… все это ждет вас на островах.

Там можно приобрести разнообразные экскурсии во все концы островов: Обзорная экскурсия по Соловецкому кремлю, История и архитектура Соловецкого монастыря, Соловецкая крепость, Промыслы и ремесла Соловецкого монастыря, Ссылка и заключение на Соловках от Ивана Грозного до Иосифа Сталина, Острова духовного подвига. Соловецкие подвижники благочестия, История Соловецких лагерей особого назначения. 1923-1939 гг., Гора Секирная. Свято-Вознесенский скит, Памятники Соловецких скитов. Савватиево, Исаково, г. Секирная, Лодочный поход по большому кругу озёрно-канальной системы Соловков (на лодках — в одну сторону), (на лодках — в обе стороны), Лодочный поход по малому кругу озерно-канальной системы Соловков (на лодках — в одну сторону), (на лодках — в обе стороны), Ботанический сад — Макарьевская пустынь, Филипповские садки. Особенности Белого моря, Природа Соловков (с посещением Ботанического сада и Филипповских садков), Достопримечательности Большого Заяцкого острова, Археологические памятники Соловецких островов. Мыс лабиринтов Большого Соловецкого острова, Морская прогулка на остров Большая Муксалма, К строгим скитам острова Анзер, Анзер, Большая Муксалма — острова молитвы и труда…

Примечания по экскурсионному обслуживанию:
1. Базовое количество посетителей в экскурсионной группе 10 человек; для групп менее 10 человек оплачивается экскурсионное обслуживание базового количества посетителей в группе. Максимальное количество человек в группе — 30 для пешеходных экскурсий, 25 человек — с использованием транспорта.
2. Экскурсии с использованием транспорта осуществляются по предварительным заявкам при наличии свободного транспорта.
3. При использовании собственного транспорта или при использовании частного транспорта туристической фирмой оплата музеем за транспортные услуги в ходе экскурсии не взимается и Соловецкий музей-заповедник за качество предоставленных транспортных услуг ответственности не несет.
4. Расстояния до объектов в программе рассчитаны от Петербургской гостиницы.
5. Все экскурсии начинаются от экскурсионного бюро (Петербургская гостиница).
Северная земля издавна влекла людей своими богатствами. В лесах водился ценный пушной зверь, реки и озера изобиловали рыбой, морские берега о
ткрывали возможность солеварения. Однако из-за большой удаленности и трудных дорог освоение Севера шло медленно. Раньте других на завоевание «полунощных стран» вышли новгородцы. Они первыми основали промысловые поселения и становища, послужившие базой для дальнейшего продвижения к Белому морю.

В XII—XIII веках происходит постепенная колонизация Карельского берега Белого моря, оттуда открывался кратчайший путь на Соловецкие острова. Вслед за промысловиками обширные, почти не занятые территории стали осваивать монахи. Их численность увеличивается к концу XIV столетия, когда на Руси утвердился новый тип монастыря-хозяйственника, жизнь в котором строилась на общежитийном уставе и производительном труде всех членов. Основателем одного из таких монастырей был крупнейший религиозный подвижник своего времени — Кирилл Белозерский. Сейчас трудно сказать, было ли это волей случая или следствием закономерности, но учеником Кирилла оказался будущий «начальник» Соловецкой обители — Савватий. Путь его на Соловки был не прост. После долгого проживания под руководством мудрого наставника и, видимо, после его смерти он в поисках «безмолвного» жития отправляется дальше на Север. Некоторое время он находит успокоение в малочисленном Валаамском монастыре на Ладожском озере. Однако вскоре и этот монастырь показался ему шумным, и он ищет одинокого пристанища на малоизвестном и удаленном в море Соловецком острове. Продвигаясь вдоль Карельского берега, он узнает от местных жителей, что остров велик и необитаем, что на нем много лесов и озер. Поморы, узнав о намерении престарелого монаха в одиночестве отправиться на остров, отговаривают его, ссылаясь на преклонный возраст и трудности в добывании пропитания. Советы мирян возымели действие, и уже вскоре Савватий находит себе попутчика в лице уже наезжавшего на Соловки пустынножителя Гетмана. В 1429 году, преодолев опасный двухдневный путь морем, монахи вступили на облюбованную землю.

Первые годы жизни на острове складывались особенно трудно. Оторванность от материка, стихийная мощь природы наполняли жизнь постоянными лишениями. Суровый климат и скудная земля не способствовали развитию земледелия — кроме репы, ничего не удавалось вырастить. Для пополнения продовольственных запасов поселенцам приходилось обращаться к наезжавшим на остров промысловикам, а порой и самим отправляться на материк. На шестом году жизни монахов произошло несчастье. Во время отъезда Германа в Онегу неожиданно заболел и почувствовал близкую кончину Савватий. В одиночестве он отправляется на Карельский берег и там вскоре умирает. Строго говоря, Савватий не был основателем монастыря, но для будущего соловецкого монашества он несомненно является авторитетным старцем. Своими аскетическими подвигами он открыл инокам путь на Соловки, вдохновил их на будущее «благоустроение». Уже через несколько лет его мощи с почестями были перенесены на Соловецкий остров и захоронены в Спасо-Преображенском соборе.

Меньшая известность ожидала Германа. Он не имел столь яркого послужного списка, был неграмотным и принимал на себя основную тяжесть материальных забот. Но именно благодаря ему спустя год после смерти Савватия на Соловки прибыл будущий деятельный организатор монашеского жития — Зосима. Сын богатых родителей из небольшого села Толвуи (на берегу Онежского озера), Зосима, желая отречься от мира, раздает имущество бедным и уходит в Поморье, на Суму-реку. Здесь он встречается с Германом, который подробно рассказывает ему о Савватий, об удобном расположении острова и возможности устройства на нем монастыря. В 1436 году, собрав необходимый «запас», они отплывают на Соловки.

Составленные после смерти первых поселенцев жития идеализируют их деяния, но едва ли следует сомневаться, что эти люди отличались редким мужеством и практическим умом. Вокруг них быстро собрались преданные люди, образовалась крепкая религиозно-хозяйственная община, приступившая к деятельному обустройству избранной ими земли: «Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся» — свидетельствует древнее житие.

Соловецкая обитель возникла на землях, принадлежавших Новгородской феодальной республике. Из Новгорода присылают на ост