Осударева дорога

Осударева дорога — путь, проложенный в 1702 г. от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км).СтроительствоОсударева дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и […]

Осударева дорога — путь, проложенный в 1702 г. от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км).

Строительство

Осударева дорога предназначалась для перемещения на повозках армии, генералитета и духовного синклита. Также существовало предположение, что по дороге осуществлялся волок двух малых фрегатов «Святой Дух» и «Курьер», построенных в Архангельске, на Ладожское озеро и в Неву для содействия войскам во взятии шведских крепостей. Однако, архивные и ландшафтные исследования перемещение морских судов по «Осударевой дороге» не подтверждают.

Дорога была разведана по древнему новгородскому пути и проложена по заболоченным лесам. Строил Осудареву дорогу сержант Преображенского полка М. И. Щепотьев, в помощь которому были согнаны крестьяне из Архангельской, Олонецкой и Новгородской губерний. Дорога была построена в короткие сроки, в течение июля-августа 1702 г.

Эксплуатация

В ходе Северной войны «Осударева дорога» использовалась для доставки войск и грузов, главным образом пушек, из Олонецкого края в Архангельск и из Архангельска в Санкт-Петербург. Так, в ночь на 17 августа 1702 г. в районе Вардегорского мыса армейская группа Петра I начала выдвижение по Осударевой дороге и уже 26 августа находилась в Повенце на Онежском озере для дальнейшей перебороски на 85 судах М. И. Щепотева в Ладогу. 26 сентября армейская группа начала штурм шведской крепости Нотебурга, и к 11 октября успешно овладела ею.

В XIX в. дорога была заброшена. В 1933 г. по местам заброшенной дороги прошла трасса Беломорско-Балтийского канала.

Современное состояние

По состоянию на 2010 г., точные координаты прохождения дороги неизвестны. Большая часть дороги не найдена. Предположительный маршрут дороги проходил вблизи населённых пунктов и мест:

  • мыс Вардегорский (Варде) — место десанта армейской группы Петра I в ночь на 17 августа 1702 г.
  • село Нюхча — с 16 на 17 августа 1702 г. здесь ночевал Петр I.
  • Государев клоч — место временной стоянки Петра I. (14 верст вверх по реке Нюхча).
  • Щепотева гора
  • Миленские горы
  • гора Ветряная
  • Патрикеева Сюрьга
  • река Илоза (Сума) — форсировалась армейской группой 18 августа 1702 г.
  • село Пулозеро
  • Пихкамох
  • село Коросозеро
  • Петровский Ям — место временной стоянки армейской группы.

В 1993 г. в Петрозаводске был создан исследовательский проект «Осударева дорога». Авторами и учредителями программы выступили действительные члены Русского географического общества Российской академии наук М. Ю. Данков — ведущий научный сотрудник Карельского государственного краеведческого музея и С. А. Никулин — главный редактор коммерческой Карельской телекомпании «Ника». В рамках этого проекта организуются поисковые экспедиции для определения на местности координат «Осударевой дороги».

По материалам Википедии, Creative Commons — Share Alike