Силом — древнееврейский город, в котором в эпоху Судей, во второй половине II тысячелетия до н. э. располагалась Скиния Завета (Нав.18:1) и совершались общеизраильские праздники (Песах).
После завоевания и разделения Ханаана здесь долгое время стоял Мишкан с ковчегом и алтарем для жертвоприношения:
Соответственно Шило стал первой религиозной столицей Израиля.
Скиния располагалась в Силоме около 300 лет (13–11 вв.до н.э). На праздники Песах, Шавуот и Суккот сюда приходили евреи со всей страны. Центр в Силоме объединял колена народа в единый союз.
В Силоме же произошло деление Израиля между коленами:
В эпоху Судей Силом не избежал идолопоклонства:
Книга Самуила подробно рассказано о священнике Скинии в Силоме по имени Эли. Эли воспитал здесь при Скинии своего преемника, пророка Самуила, ставшего и духовным вождем еврейского народа, и помазавшего на царство Саула и царя Давида.
Филистимляне напали на Израиль к концу жизни Илии, около 1050 до н. э. они разрушили Силом, Мишкан, захватили Ковчег завета.
Так Силом потерял свою роль духовного центра и колено Эфраима потеряло свое преимущество перед другими коленами, позже Самуил будет собирать народ в Мицпе, уделе Вениамина, но именно здесь устраивали ежегодные праздники молодого вина 15 ава:
После постройки Храма в Иерусалиме Силом навсегда утратил своё значение, хотя и почитается как древний культовый центр. Во времена после эпохи Судей, десяток раз упоминающей Силом, есть буквально один эпизод:
После смерти Соломона священники Силома пытались возродить роль своего города, но даже при расколе страны духовный центр Израиля обосновался в Бейт-Эле и Дане. А в 721 году до н. э. Силом, как и другие города Израиля, был разрушен ассирийцами.
Город не был восстановлен и в последующие периоды, хотя память о нем сохранялась. Евсевий (4 в.) упоминает Силом «в 12 милях южнее Шхема». Силом изображен на мозаичной карте из Медвы (7 в.). и неоднократно упоминается в Талмуде.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Shuki, CC BY-SA 3.0.
Располагался к востоку от дороги, ведущей из Шхема (Сихем) в Бейт-Эль (Вефиль) (Суд.21:19).
После арабского завоевания местность была названа Хирбет-Сейлун (руины Силома), одна из византийских церквей превращена в мечеть.
Долина у Тель-Шило была названа арабами Мардж ал-Ид (Долина празднеств) или Мардж ал-Банат (Долина девушек), — очевидно, в память о похищении девушек Шило юношами из колена Биньямина.
По свидетельству еврейского путешественника Эштори ха-Пархи (XIV в.), евреи продолжали посещать Силом для молитвы у могилы священника Эли; кроме могилы, Эштори застал в Силоме алтарь и мечеть.
Ныне развалины древнего Силома (Тель-Шило) хорошо видны у восточной обочины главной дороги Иерусалим — Шхем.
Над ними взбираются по склонам гор Самарии дома израильского поселения Шило.