Период Маккавеев и Хасмонеев (с 152 по 37 гг. до н.э.) — период в истории Эрец-Исраэль, когда было свергнуто владычество греков-селевкидов, освобождён Иерусалимский храм и династия Хасмонеев правила независимой Иудеей почти 120 лет .
В то время Иудеей правил Антиох IV Епифан, греко-сирийский царь Селевкидской державы, который проводил жестокую политику эллинизации еврейского населения Иудеи, насаждения греческого языка и культуры.
Ключевым элементом такой политики было стремление заставить евреев отказаться от своей веры и навязать им греческую религию. Апогеем гонений на иудаизм стало разорение главной еврейской святыни — Иерусалимского храма.
Оскорбленное религиозное чувство вызвало взрыв негодования, который в 165 г. до н. э. в вылился в вооруженное восстание евреев Иудеи против ига греков. В результате восстания был освобождён Иерусалимский храм.
В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. , «освящение»).
Первым вождём восставших был коэн (священник) Маттафия Хасмоней с пятью сыновьями, уроженцы городка Модиин, а затем его третий сын Иуда (Иехуда) Маккавей, получивший прозвище Макаби (от ивр. , маккаби — «молот»).
После гибели Иуды вождём, а затем и первосвященником стал младший из сыновей Маттафия Хасмонея — Ионатан. В результате предательского заговора был убит и он.
В 140 г. до н.э. официально избранным правителем, первосвященником и главнокомандующим Иудеи стал второй сын Маттитьягу — Симон (Шимон). С этого момента ведётся формальный отсчёт правления династии Хасмонеев.
Некоторые из Хасмонеев отличались своей жестокостью. Так, внук Симона Хасмонея — царь Александр I Яннай, устав спорить с оппонентами — сторонниками религиозного образа жизни, фарисеями, казнил 800 из них, заставив присутствовать при казни их жён и детей.
Сам он во время этой резни устроил весёлый пир — совершенно в духе греческих тиранов.
На Хасмонеях лежит единственный в истории случай насильственного обращения других народов в иудаизм. Иоанн Гиркан I обратил в иудаизм идумеев — потомков Исава, обитавших в Негеве и Северном Синае.
Именно Хасмонеи привели в Иудею новых захватчиков. Римляне были приглашены в Иудею для участия в гражданской войне, разразившейся между сторонниками двух братьев Хасмонеев, не поделивших между собой престол.
Это вмешательство обернулось оккупацией Иерусалима, а впоследствии — утратой еврейской государственности в Эрец-Исраэль на 2000 лет.
Конец династии Хасмонеев был трагичен. Один из рабов, служивших при царском дворце, устроил переворот — и сам стал царём, основал новую династию, уничтожив всех потомков Хасмонеев.
Его звали Ирод. И происходил он из тех самых идумеев, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм.
Вожди восстания против греков, первосвященники, этнархи и цари Иудеи. Столица: Иерусалим.
Имя (рус./ транслитер.) | Титул | Годы жизни (до н.э.) | Правление (до н.э.) | ||
---|---|---|---|---|---|
Маккавеи | |||||
1. | Маттафия Хасмоней Матитьягу ха-Хашмонай | вождь восставших | ? — 166 | 170 — 166 | |
2. | Иуда Маккавей, сын Маттафии Иехуда ха-Маккаби | вождь восставших | ? — 161[1] | 166 — 161 | |
Этнархи и Первосвященники Иудеи | |||||
1. | Ионатан, сын Маттафии Йонатан бен Матитьягу ха-Хашмонай | первосвященник и этнарх | ? — 143[1] | 152 — 143положил начало первосвященнической династии Хасмонеев | |
2. | Симон, сын Маттафии Шимон бен Матитьягу ха-Хашмонай (Тассис) | первосвященник первосвященник и этнарх | ? — 134[1] | 143 — 140 140 — 134положил начало независимому правлению династии Хасмонеев | |
3. | Иоанн Гиркан I, сын Симона Йоханан Гиркан | первосвященник и этнарх | 134 — 104 | ||
Цари и первосвященники Иудеи | |||||
4. | Аристобул I, сын Иоанна Гиркана I Иехуда Аристобул | царь и первосвященник | ? — 103 | 104 — 103узурпировал трон, положил начало царской династии Хасмонеев | |
5. | Александр I Яннай, сын Гиркана I | царь и первосвященник | 126 — 76 | 103 — 76 | |
6. | Саломея Александра Шломцион | царица | 139 — 67 | 76 — 67жена Аристобула, позже жена Александра Янная | |
7. | Аристобул II, сын Александра Янная | царь и первосвященник | ? — 49[1] | 67 — 63последний независимый царь из династии Хасмонеев | |
63 до н. э. — 6 н. э. вассал Рима. | |||||
8. | Иоанн Гиркан II, сын Александра Янная Йоханан Гиркан | царь этнарх и первосвященник | 103 — 30[1] | 65 63 — 40 | |
Александр II, сын Аристобула II | соправитель | [1] | 56 — 48 | ||
40—37 до н. э. тетрархия (раздел Иудеи на четыре части) | |||||
9. | Маттафия Антигон II, сын Аристобула II Матитьягу Антигон | царь и первосвященник | ? — 37?[1] | 40 — 37последний царь династии Хасмонеев | |
10. | Аристобул III | первосвященник | 36 |
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Wojciech Stattler, Public Domain.
Дата начала: 152 г. до н. э.
Дата окончания: 37 г. до н. э.
Период Маккавеи и Хасмонеи (152–37 год до н. э)
Маккавеи и Хасмонеи
Православной церковью Маккавеи объявлены «библейскими мучениками».
День памяти семи святых мучеников Маккавеев обычно совпадает у православных с началом Успенского поста, который предваряет один из главных Богородичных праздников года — Успение Богородицы.
Это вызвано тем, что Маккавеи, в христианской традиции, стали символом несгибаемости и стремления соблюсти максимальную строгость в соблюдении заповедей.