В конце 1798 г. Наполеону пришло известие, что турецкая армия через Сирию идет в Египет. Наполеон выступил ей навстречу.
Поход в Сирию был тяжелым, особенно вследствие недостатка воды, но город за городом, начиная от Эль-Ариша, сдавался Бонапарту.
Перейдя через Суэцкий перешеек, он двинулся к Яффе.
После 97-километрового марша по пустыне армия прибыла в Газу, откуда после двухдневного отдыха пошла на Яффу.
Город Яффа был окружен высокими стенами с башнями. Джаззар-паша поручил оборону Яффы своим элитным частям с количеством оттоманских артиллеристов в 1200 человек.
Город стоял на одном из путей в Сирию, его порт мог быть полезен для флота и успех экспедиции зависел от его падения.
Это означало, что Бонапарт должен был захватить город, прежде чем продвигаться дальше, и, поэтому он осадил Яффу 3 марта 1799 г.
У Наполеона было все необходимое для проведения внешних работ для создания брешей в стенах.
6 марта Бонапарт направил к коменданту Яффы парламентеров (офицера и трубача), которые сказал ему:
Офицер и трубач были приняты; но четверть часа спустя армия с ужасом увидела их головы, насаженные на пики, которые выставили на двух самых больших башнях, а трупы их—сброшенными со стен к подножью осадных батарей.
Последовал штурм, была взорвана одна из башен, образовалась брешь, через неё в крепость бросились солдаты, которые, ворвавшись в город, принялись убивать каждого, кто попадался под руку.
Несмотря на отчаянное сопротивление защитников, Яффа пала.
Остатки уцелевшего гарнизона — 4 тыс. солдат — сдались после того, как генералы обещали им жизнь. Среди пленных оказалось отпущенные ранее солдаты из гарнизона Аль-Ариша, которые прибыл в Яффу, нарушив условия капитуляции и свою клятву.
Поскольку не было ни припасов, для того, чтобы кормить столько людей, ни свободных войск, чтобы конвоировать их в Египет, Наполеон дал приказ их казнить, опасаясь, что им удастся освободиться и они пополнят войско Джаззара.
4 тысячи пленников отвели на берег моря и там расстреляли, а некоторых обезглавили (в войске Наполеона был мусульманский палач из Египта).
Перед убытием из Яффы в Акру Наполеон созвал совет для решения вопроса, что делать с солдатами, которые заболели чумой.
Наполеон решился пойти в отделение больных бубонной чумой, чтобы успокоить армию и утешить страдающих.
Говорят, что он даже прикоснулся к одному больному со словами: «Смотри, ничего страшного», а выйдя из отделения сказал тем, кто посчитал его поступок опрометчивым: «Это был мой долг. Я — главнокомандующий».
Впрочем некоторые более поздние историки писали, что Наполеон избегал прикосновения и даже встречи с больными чумой, чтобы избежать заражения, а его визиты к больным были выдуманы наполеоновской пропагандой.
Далее французы двинулись дальше, к крепости Акра.
Статья подготовлена по материалам: Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0.
Фото: This file is lacking author information, Public Domain.
Дата начала: 3 марта 1799 г.
Дата окончания: 6 марта 1799 г.
Период новое время, османская империя
Осада Яффы Наполеоном
англ. Siege of Jaffa
Каиру возвещено о взятии Яффы следующей прокламацией:
«Во имя Бога, милостивого, милосердного, пресвятого, властителя вселенной, по воле своей управляющего своим творением, дающего победу, вот рассказ о милостях, которые Бог Всевышний послал Французской республике; а потому мы и овладели Яффою в Сирии.
Джеззар намеревался идти с разбойниками арабами в Египет, где обитают небогатые жители. Но судьбы Господни уничтожают хитрости людей. Джеззар хотел, по своему варварскому обычаю, проливать кровь по той причине, что он горд и слабоумен и напитался дурными правилами мамелюков; он не размыслил, что все происходит от Бога.
Двадцать шестого числа рамазана французская армия окружила Яффу. 27 главнокомандующий приказал сделать окопы; он увидел, что город вооружен пушками и заключает в себе много народу. 29 окопы были сделаны длиною на сто футов. Главнокомандующий велел поставить со стороны моря пушки, мортиры и батареи, чтобы удержать тех жителей, которые бы вздумали выйти из города.
В четверг, последний день рамазана, главнокомандующий сжалился над жителями Яффы и приказал предложить им сдаться; но вместо всякого ответа его посланный был задержан вопреки законам военным и Магометовым.
Бонапарт в ту же минуту закипел гневом; он велел палить из пушек и метать бомбы. Вскоре пушки на стенах Яффы были подбиты. К полудню сделан пролом; начался приступ, и французы меньше чем за час овладели городом и укреплениями. Обе армии вступили в рукопашный бой. Французы остались победителями, грабительство продолжалось всю ночь. В пятницу главнокомандующий сжалился над египтянами, находившимися в Яффе; он помиловал и богатых, и бедных, и с честью отпустил их в отечество. Таким же образом поступил он и с бывшими в Яффе жителями Дамаска и Алепа.
Во время сражения погибло от ружья и меча более четырех тысяч джеззаровых воинов. Французы потеряли немного людей. Раненых было мало, и то только те, которые успели незаметно прокрасться по дороге к мосту. О поклонники Бога! Покоритесь его судьбам; не перечьте Его воле; сохраняйте Его заповеди. Знайте, что земля есть Его собственность, и Он отдает ее кому хочет. Затем да будет над вами милость и благословение Божие».