Город был основан в 1909 г. как новый еврейский квартал Яффо и назывался Ахузат Байт.
В 1910 г. видный сионистский деятель Менахем Шейнкин предложил в качестве имени квартала название первого перевода на иврит утопческого романа основателя сионизмa Теодора Герцля «Altneuland» («Альтнойланд» — «Старая новая страна»).
В мая 1910 г. на общем собрании жителей квартала Ахузат Байт большинством голосов было выбрано новое название — Тель-Авив.
Вскоре из квартала вырос город, ставший центром приёма евреев, прибывающих в подмандатную Палестину.
Вначале это были главным образом выходцы из России и Польши. С приходом в Германии к власти нацистов в Палестину хлынули выходцы из Германии, многие из них осели в Тель-Авиве. Это отразилось и на лице города.
Над застройкой Тель-Авива в 30-е гг. XX в. работали архитекторы немецкой школы «Баухаус», дома строились 2–3-х этажными, бетонными, улицы строго перпендикулярны или параллельны побережью.
Главной целью постройки было создание недорогого массового жилья. Дома 30-х гг. являются сегодня архитектурным памятником, и благодаря им Тель-Авив занесён в список культурных ценностей ЮНЕСКО под названием «Белый город».
Город стремительно разрастался и стал фактически центром еврейской общины Палестины.
В 1948 г. в Тель-Авиве, в доме первого мэра города Меира Дизенгофа на бульваре Ротшильд, Совет Народа во главе с Давидом Бен-Гурионом провозгласил об образовании независимого Государства Израиль, временной столицей которого стал Тель-Авив.
По окончании Войны за независимость столица была перенесена в Иерусалим.
В Тель-Авиве впервые собрался Кнессет (израильский парламент), именовавшийся поначалу «Учредительным собранием»). Первые заседания проходили в Тель-Авивском музее, когда последний ещё располагался в Доме Дизенгофа на бульваре Ротшильд.
С 8 марта по 14 декабря 1949 г. заседания проходили в тель-авивском «Кесем», располагавшемся на Площади Кнессета (Кикар ха-Кнессет) между улицей Ха-Яркон и Тель-Авивской набережной, — в месте, где в 1993 г. был возведён офисно-жилой комплекс с торгово-развлекательным центром Мигдаль ха-Опера.
Заседания Кнессета проходили также в тель-авивской гостинице «Сан-Ремо». 26 декабря 1949 г. израильский парламент переехал в Иерусалим.
В октябре 1949 г. молодой Тель-Авив и древний Яффо были объединены в новое административное образование Тель-Авив—Яффо. Тель-Авив стал экономическим центром страны, постепенно срастаясь с окрестными городами.
В настоящее время всё побережье Средиземного моря на север от Тель-Авива на 50 км (вплоть до Хадеры) — это сплошная городская застройка.
Побережье южнее Тель-Авива являет собой также сплошную городскую застройку, которая вначале называется Яффо, затем Бат-Ям и далее Ришон ле-Цион.
Иногда даже жители этих городов не знают — эта улица относится к Бат-Яму, или это ещё Яффо (порой границы между городами проходят прямо по улице; таким образом, дома одной и той же улицы могут находиться под юрисдикцией различных муниципалитетов).
Тель-Авив является самым эклектичным из городов Израиля. Современные небоскребы вдоль скоростного шоссе Аялон сосуществуют с одно-двухэтажной застройкой первой половины ХХ в. в районе Неве Цедек. Богатые районы северного Тель-Авива — с трущобами старой Таханы Мерказит («центрального автовокзала», хоть это место и не похоже ни на какой автовокзал).
Гостиницы и пабы на набережной Средиземного моря — с офисами деловых и технологических центров.
Тель-Авив похож на Манхеттен, Бердичев и Ибицу одновременно. При желании, можно найти кусочек Парижа и фрагмент Касабланки.
Летом 2008 г. газета Нью-Йорк Таймс провозгласила Тель-Авив «столицей средиземноморского кайфа» («capital of the Mediterranean cool»).
Подчиняясь 478-й резолюции СБ ООН, в Тель-Авив из Иерусалима переместились почти все иностранные посольства в Израиле.
В Тель-Авиве находятся важнейшие учреждения науки и культуры: Тель-Авивский университет, Тель-Авивский музей искусств, Музей Диаспоры, дом-музей Х. Н. Бялика и мн. др.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Avraham Soskin, Public Domain.
Период хронологии
Название Тель-Авив встречается в Танахе (Иез. 3:15) и переводится с иврита как «холм возрождения» или «холм весны»
тель — холм; авив — весна, возрождение, обновление