Ездра

Ездра — религиозный иудей, возвратившийся после вавилонского плена, реформатор, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы.

Средневековый монускрипт с изображением писца Эзра, восстанавливающего Ветхий Завета
pinterest button

Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса.

Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его с определённой долей уверенности можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, которая появилась после вавилонского плена. Она имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не больше и не меньше, как второго Моисея.

Согласно Библии, Ездра прибыл в Иерусалим в 7 г. от начала царствования персидского царя Артаксеркса (Ездр.7:7, т.е. примерно 458 г. до н. э.). Иосиф Флавий дает другую информацию, а именно, что прибытие Ездры в Иерусалим имело место в 7 год правления не Артаксеркса, а Ксеркса, т.е. в 479 г. до н.э.

В то время Иерусалим находился под властью персов. Когда Ездра прибыл в Иерусалим, ситуация в Иудее его разочаровала. Была распространена религиозная разобщенность, закон во многом не соблюдался, а общественные и личные нравы были на низком уровне.

Помимо этого, смешанные браки с чужеземками (язычницами) представляли определённую опасность, так как грозили сообществу смешением с языческим окружением и потерей самобытности. Ездра был священником и «книжником, искушенным в законе». Он придерживался позиции ортодоксальных вавилонских иудеев, которые были огорчены сообщениями о слабости Иудеи и хотели видеть все по-старому (по закону).

Весной Ездра отправился из Вавилона во главе большого каравана и прибыл через четыре месяца в Иудею. Он имел официальный статус особого уполномоченного персидского царя. Персы были терпимы к культам других народов, но чтобы предотвратить внутреннюю борьбу и не дать развиться волнениям под религиозным знамением, позволили урегулировать эти проблемы под контролем ответственного авторитета (вождя). Установленная власть над иудеями сатрапии (административной области) к западу от реки Евфрат была поручена Ездре.

В Иерусалиме Ездра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества: осенью, в год его прибытия, во время праздника кущей, он представил закон народу. Он также принял меры против смешения браков и убедил мужчин добровольно развестись с их чужеземными женами.

Его усилия достигли кульминационного момента, когда люди в торжественном завете перед Богом клялись более не вступать в смешанные браки, воздерживаться от работы в субботний день, отдавать ежегодный взнос на поддержку храма, регулярно представлять десятины и пожертвования и исполнять требования закона.

После проведения этих реформ иудейского общества о Ездре ничего не известно. Иосиф Флавий в своих «Иудейских древностях» писал, что Ездра умер и был похоронен в Иерусалиме. Согласно другому преданию, он вернулся в Вавилонию, где его предполагаемая могила являлась святыней.

Полезная информация

Ездра
ивр. עֶזְרָא‎
транслит. «Эзра»
греч. Έσδράς
лат. Esdras — около VI века до н. э.
в исламе известен под именем Узайр