Харитон был родом из Иконии (Малая Азия). В своём родном городе пострадал во время гонений на христиан при императоре Аврелиане (270—275).
Житие преподобного описывает его мучения следующим образом:
После длительных мучений Харитона заключили в темницу откуда он был освобождён в правление императора Тацита.
Получив свободу, он отправился в паломничество на Святую землю.
В окрестностях Иерусалима он был захвачен разбойниками, которые привели его в пещеру. От смерти Харитона спасло то, что в пещеру вползла змея и своим ядом отравила сосуд с вином, выпив которое разбойники погибли.
Харитон остался жить в этой пещере, устроил в ней церковь.
Вскоре у него появились последователи и в том месте образовалась Фаранская лавра, ставшая первой монашеской обителью в Иудейской пустыне.
Желая уединения, преподобный вскоре удалился оттуда. На новом месте жительства Харитоном была основаны Иерихонская лавра в пещерах Сорокадневной горы, а затем, на третьем месте уединения, — Суккийская лавра на потоке Сукка, между Фекуею и Мёртвым морем (греческое название — «Старая (Ветхая) лавра»).
Уходя из Фаранской лавры, преподобный Харитон оставил своим ученикам правила, своего рода устав, относительно пищи, псалмопения и других сторон жизни, из каковых правил известны: совет инокам есть только раз в день вечером, — хлеб, соль и воду, требование неотлучного пребывания в монастыре и гостеприимства.
Преподобный Харитон остался жить в Суккийской лавре, но желая умереть на месте начала своих отшельнических подвигов, вернулся в Фаранскую лавру где скончался около 350 года.
Был погребён в церкви, построенной на месте пещеры разбойников.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: anonimus, Public Domain.
Годы жизни: † ок. 350 года
Харитон ИсповедникSaint Chariton the Confessor (Greek:
Память в Православной церкви совершается 28 сентября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 28 сентября.
Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.
Предание ставит Харитона Исповедника в числе родоначальников Иерусалимского устава.
Древнейшие из сохранившихся списков этого устава (XIII в.) увещавают игумена «непреложно и неизменно соблюдать церковное последование, чин и устроение, как предано нам и узаконено бывшими до нас святыми отцами во святых их монастырях и лаврах, т.е. Евфимием Великим, Саввою Освященным, Феодосием Киновиархом, Герасимом Иорданским, Харитоном Исповедником и Кириаком отшельником».
О том же говорит и святой Симеон Солунский: «Святой отец наш Савва начертал этот устав, приняв его от святых Евфимия и Феоктиста, а они приняли его от бывших прежде них и от исповедника Харитона».
Высоко оценивая вклад преподобного Харитона в формирование Иерусалимского устава и развитие Палестинского монашества, Типикон предусматривает совершение ему полиелейной службы, что редко встречается у святых Древней Церкви.