Назорей — в иудаизме, человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от:
В случае нарушения обета назорей должен остричь голову, принести искупительную жертву в Храме и начать свой обет сначала.
О назореях упоминают иудейский историк Иосиф Флавий и Талмуд.
Термин используется также иногда в значении «назарянин» (житель города Назарета).
В целом уже Талмуд не одобряет практики назорейства, так как аскетизм противоречит духу иудаизма (Нед. 77б; Наз. 19а и др.).
Постепенно практика назорейства вышла из употребления, и в средние века не встречается упоминаний о назореях (а слово назир стало обозначать монаха в применении к другим религиям).
Упоминание о назореях содержится в отдельных частях Ветхого Завета.
Так Самсон называется «назореем Божим от лона матери» (Суд.13:5), пророк Самуил был посвящён Богу на всю жизнь «на все дни жизни» (1Цар.1:11).
Назореи сами по себе, подобно пророкам, служили примером самоотвержения и святой жизни (Амос.2:11 ,12).
В Новом Завете и у первых христиан также есть упоминания о назорействе.
Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук.1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.
Лица, произнесшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали.
Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима.
По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Matthias Stom (1600–1649), Public Domain.
Назорей
ивр.
транслит, назир
«посвящённый Богу»
англ. Nazirite