Тшува

Тшува — понятие раскаяния в иудаизме

Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур (1878)
pinterest button

В Танахе

Согласно Пятикнижию (Втор.30:1-10), тшува — это возврат, поворот, обращение к Творцу.

«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

Значение в иудаизме

Понятие применимо в двух основных смыслах:

  • Персональное покаяние еврея, совершившего грехи, совмещённое с молитвами. Особенно это понятие применимо к молитвам и обрядам, принятым в месяц Элул и праздники месяца Тишрей — Рош Ха-Шана и Йом-Кипур.
  • Приближение еврея, не соблюдавшего заповеди, к религиозному образу жизни. Такой процесс называется «хазара би-тшува» (חזרה בתשובה), а человек, совершивший его, — «баал(ат) -тшува» (בעל(ת)־תשובה) или «хозер(ет) би-тшува» (חוזר(ת) בתשובה).

«В Библии более или менее установлена последовательность элементов раскаяния: пост и молитвы, разрывание одежд и облачение во власяницу, однако главное, как уже сказано, — выразить раскаяние и обязаться воздерживаться в будущем от прегрешений и умножать благие деяния; это относится как к индивидуальному, так и всенародному раскаянию.

Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур (1878)
pinterest button Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур (1878)   Мауриций Готлиб (1856-1879), Public Domain

Законоучители Талмуда всячески подчеркивали значение раскаяния, и именно они сформулировали понятие тшува (так же они назвали и пятую часть молитвы Амида).

Бог создал раскаяние ранее мира (Псах. 54 а), оно достигает трона Господня, продлевает жизнь человека и приносит избавление (Иома 86 а-б).

Бог побуждает Израиль раскаяться и не стыдиться этого, как сын не стыдится вернуться к любящему его отцу (Втор. Р. 2:24).

Полезная информация

Тшува
ивр. תשובה‎
досл. «возвращение»

Понятие «тшува» в хасидизмe

Учение хасидизма придает понятию «тшува» особый смысл и глубину:

Основываясь на талмудических сентенциях о том, что «тшува предшестовала миру», «раскаявшиеся грешники стоят выше чем законченные праведники», «еврейский народ будет избавлен лишь в заслугу тшувы», учение хасидизма ставит тшуву в центр всего служения человека Вс-вышнему.

Вот что пишет о тшуве Мителер Ребе (Второй Любавичский Ребе рабби Дов Бер): «Писание говорит в нескольких местах, что посредством тшувы даруется жизнь человеку, как сказано „ибо не пожелаю смерти мертвеца… но чтобы вернулся он и жил“, и также сказано „вернитесь, вернитесь, и для чего же умирать…“, ибо источник всей высшей Б-жественной жизни, которая притягивается к живой душе — все это посредством тшувы, и поэтому сказали что тшува предшествовала миру… и также сказали, что тшува приводит излечение миру, и отсюда с необходимостью следует, что корень тшувы — выше, чем свет и жизненность нефеш-руах-нешама в человека»

«Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы» — эта фраза повторяется и объясняется во многих выступлениях Любавичского Ребе Менахем Мендела Шнеерсона. (Интересное обсуждение этой Талмудической концепции можно найти в статье рава Ицхака Гинзбурга о «двух ослах» Мошиаха)

Благодаря тшуве человек поднимается на ступень, значительно более высокую, чем та, на которой он находился до того, как совершил грех

Учение хасидизма подчеркивает, что посредством тшувы «грехи становятся подобны заслугам»

Рабби Шнеур Залман из Ляд формулирует в Тании, что есть два уровня тшувы: — «нижняя тшува», благодаря которой «грехи становятся подобными ошибкам»; — «высшая тшува» — переворачивающая грехи в заслуги. «Нижняя тшува» называется также «тшувой из страха», и не все грехи могут быть исправлены с помощью «нижней тшувы» (Игерет а-тшува, гл. 4) «Высшая тшува» — это тшува из любви, и она способна «перевернуть тьму в свет» и исправить любой грех (там же).

Респонсы

Слово «тшува» используется также в сочетании «Шээлот у-Тшувот», означающее респонсы.